О персональных блогах

Небольшой текст для журнала De Facto, Воронеж о том, стоит ли публичным персонам заводить уютный дневничок.

Блоги: царское ли дело?

Тема блогов и использования их не для обычного бла-бла-бла а для чего-то более серьезного, уже давно не модна. Впрочем, провинция традиционно отстает от Москвы и Питера на некоторое количество лет, здесь тема использования блогов для самопродвижения еще набирает обороты. Это неудивительно: миссионеры маркетинга в социальных сетях, невостребованные в Москве, начали осваивать регионы со своими сладкими сказками о том, как заведя блог снискать мировую славу. Однако, давайте попробуем разобраться.

Что такое блоги и социальные сети, надеюсь, объяснять не требуется. А вот зачем они нужны серьезным людям, занятым в бизнесе или политике? Стоит ли тратить время на увлечение, которое перестало быть модным?

Что блогим?

Для начала, требуется отделить зерна от плевел, а агнцев от козлищ. Нет ничего более ненужного публике, чем т.н. корпоративный блог (если вы конечно не Стив Джобс). Если ваша компания не генерирует продукт, который с восторгом встречает рынок, если пользователи не распускают массовые слухи о том, какой еще «айпад» вы придумаете, то значит вы неинтересны. Новости компании «ТрансСтройСнабСбытЛогистика» не нужны массовому читателю, и не мечтайте об этом! Блог фирмы – пустая трата времени сотрудников и денег. Забудьте об этом, и выставляйте за дверь любого кто напомнит.  А вот блог конкретного человека – он может быть интересен. Но тут и сложностей больше.

Зачем блогим?

Здесь вариантов по сути 2: при помощи блогов можно стать известным и популярным (случаи встречались) и при помощи блогов можно получить обратную связь от публики (избирателей, работников и т.п.). Если мы подходим к вопросу стратегически, подобные задачи нужно определять в первую очередь. Определились?

 

Обратная связь

Здесь заводить блог в общем-то и не нужно. И даже противопоказано – прибегут желающие приложиться губами к филейной части и впечатление окажется неверным. Гораздо проще просканировать блогосферу и анонимно инициировать дискуссии по теме. Тогда о себе можно услышать много интересного. Главное – чтобы нервы выдержали.

Популярность и слава

Вообще, если очень хочется славы и известности, то здесь проще использовать способы, не связанные с блогами: убить кого-нибудь например. Впрочем, шутки в сторону. Вернемся к блогам. Это есть канал связи с публикой, один из. Проповедники от блогинга говорят о миллионах читателей. Притом, этот канал, в теории, может быть почти или полностью бесплатным. Звучит заманчиво? Итак, попробуем поднять или создать популярность.

Путь к славе в этих ваших интернетах.

Много потенциальных читателей, бесплатный (или почти бесплатный) контакт! Что может быть лучше? Надо понять, что читатели блогов – это далеко не все общество. Это лишь одна, пусть и многочисленная, но часть общества. И часть весьма специфичная.

 

Читатель

Читатель блогов, существо в общем-то достаточно противное. Как правило, читатель блогов нагл, чрезвычайно уверен в собственной правоте и донельзя перегружен информацией. Межушный ганглий блогера (то что у нормальных людей называется мозгом) редко способен удержать информацию более нескольких минут. После того, как он высказал свое сверхценное мнение по теме – он все начисто забывает с осознанием выполненного социального долга. Ведь надо дальше читать и комментировать.

Перегруженность информацией также сказывается негативно – умные и глубокие мысли, требующие осмысления, как правило, не воспринимаются. На что «клюет» блогер? Да на то, на что всегда «клевал» обыватель – светские сплетни, скандалы, криминальная хроника и прочие происшествия. Плюс всевозможные «бугогашечки» (незатейливый Интернет-юмор). Остальное резонанса не вызывает. Это что касается основной публики.

Нельзя сказать, что аудитория блогеров вся состоит из подобных типажей. Есть и умные люди, но они обычно компактно тусуются на своих площадках, в своих замкнутых мирках и мирочках. Привлечь их тяжело, да и не оправданно – аудитория слишком малочисленна. Есть конечно и узкие коммуны всевозможных веганов, адептов гламура, фотографов или любителей домашнего трэш-порно на фоне ковров. Но для человека, который задумался о широкой известности в блогосфере, подобные маргинальные группы интереса не представляют. Так как законы маркетинга гласят: «надо давать потребителю то, что он хочет», это диктует и определенные правила поведения в блогосфере.

 

Писатель. То есть автор.

Теперь рассмотрим ситуацию со стороны нашего сферического предпринимателя или политика в вакууме, который жаждет Интернет-славы. Здесь ситуация очень сильно зависит от стартовых позиций. Если данная персона уже широко известна как минимум в регионе – это один подход, если персона неизвестна – подход другой.

 

Автор неизвестен

Дорогой неизвестный широкому кругу автор! Примите как факт: ваша драгоценная личность никому не интересна. От вашего отсутствия или присутствия в блогосфере ничего не изменится. Никто не обрадуется, никто не загрустит. Уяснили? Ок, идем далее. Чтобы стать популярным в блогосфере с «нуля» надо или быть очень талантливым бытописателем, или же строить свое продвижение вокруг все тех же интересных тем: светская хроника, скандалы, происшествия. Адвокат Алексей Навальный создал себе имя в интеренете разоблачая коррупцию. Светская обозревательница Божена Рынска – описывая нравы и скандалы т.н. элиты. Пользователь ЖЖ под именем Alekcei за неделю собрал несколько тысяч читателей за счет потрясающих по стилю рассказов о своих маргинальных знакомых. Но если у вас нет подобных возможностей, то популярности гораздо проще достичь привычными методами. Тем более при наличии определенного финансового и административного ресурса. И перейти к следующему пункту нашего повествования.

 

Автор уже знаменит.

Отношение к известным людям, наиболее четко можно описать при помощи двух слов: почитание и ненависть. На Западе, в общем, все так же, но более завуалировано и как-то спокойнее. В России же, на наших безбрежных просторах, люди точно также часто не видят берегов. И если некая известная персона открывает уютный дневничок, первыми подтягиваются именно эти аудитории: подхалимы и ненавистники. От первых нет ни пользы ни вреда, просто зашумление медиа-пространства. Вторые, со стороны, выглядят гораздо забавнее, так как ненависть пробуждает изобретательность и поливание грязью известной персоны становится увлекательным шоу, в которое включаются и «умеренные» читатели. Забавно оно конечно забавно, но не для самого автора – мало чьи нервы выдерживают такой поток глумления. И автор начинает срываться, вызванивая знакомых бандитов и пытаясь натравить их на обидчиков как Ника Белоцерковская, ставя заслоны от комментирования, «баня» юзеров как  Божена Рынска и т.п. Популярный блогинг не для слабых нервов. Даже я сам в свое время убедился в этом, хлебнув гадостей от маркетингового сообщества в интеренете. Но мне, в отличие от политиков и предпринимателей, которые блюдут реноме, матом ругаться не возбраняется. А публичным персонам не позавидуешь. Не у всех хватит мудрости и выдержки Анатолия Вассермана, который сдержанно отвечает самым злым ненавистникам. А довести можно кого угодно. Да вспомните того же Андрея Турчака, псковского губернатора, которого одна единственная фраза в блоге, сказанная критику ославила на всю страну. Оно вам надо?

В итоге, поведение известных персон в блогосфере, в первую очередь в живом журнале, сводится к двум сценариям. Первый – автор становится безоговорочным фриком. Это, к примеру Сергей Полонский, глава Mirax (на момент публикации уже бывший). Второй – журнал автора почти закрыт для посторонних комментаторов – так себя ведут многие, уже упомянутые выше Белоцерковская, например. Блогеры такой подход уважают еще меньше, называя его «анальным огораживанием». Держатся единицы – Олег Тиньков, например. Впрочем, Тиньков редко генерирует интересный уникальный интернет-контент а все больше транслирует в ЖЖ свои видеообращения и телепередачи.

 

И что таки делать?

1. понять – насколько вам нужен блог вообще. Какие задачи перед ним стоят?

2. не верить в чудеса. Как личность вы никому не интересны (как минимум первое время). Интересный контент вы также вряд ли предоставите читателям.

3. если уж и продвигать себя в интернете, то лучше воздержаться от личных оценок чего-либо или кого-либо.

4. Спокойствие, только спокойствие! Имидж истерички или фрика никому не к лицу.

5. Если уж хочется личной славы и поклонников – попробуйте снискать популярность анонимно. Потом всегда можно снять маску, или отказаться от блога, если процесс пошел не так как надо.

6. Задачи из бизнеса или политики? Это совсем другая тема, и здесь «светить» личность публичной персоны в качестве автора не нужно.

This entry was posted in Статьи and tagged , . Bookmark the permalink. Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.

4 комментариев

  1. Сам Самыч
    Posted 17.03.2011 at 10:45 | Permalink

    В принципе согласен.

    Чтобы стать «просто популярным человеком» — надо быть в чем-то уникальным или чрезмерным скандалистом. Второе, к сожалению, чаще. И если есть 1000$ на блог в месяц, то можно за полгода засверкать в первой сотне топ-блогов.

    Если человек изначально известен, то неудачи с блогом происходят от неумения общаться в блогах. Известность приводит на блог людей, но если они видят, что-то вроде ленты рекламных рассказов о своем бизнесе — они быстро сливаются.

    На мой взгляд лучше всего персональный блог работает, если это тематический блог. С помощью блога, как инструмента, можно снискать известность, но по определенной теме. Либо использовать блог, для поддержания известности, как специалиста в какой-то теме.

    newbranding.ru — неплохо справляется с этой задачей :)

  2. Виктор Тамберг
    Posted 18.03.2011 at 00:31 | Permalink

    у нас массовой популярностью и не пахнет… но к счастью находятся люди которым есть что сказать))))

  3. Сам Самыч
    Posted 18.03.2011 at 10:41 | Permalink

    У вас блог — не основа «широкой известности в узких кругах», а дополнение к этому. :)

    Но некоторое время отслеживал тематические блоги неизвестных людей и блог позволил им пославиться, как спецам. Т.е. блог был основой для их популярности среди определенного круга.

  4. Виктор Тамберг
    Posted 20.03.2011 at 00:31 | Permalink

    и все таки, самое важное я считаю — статьи и книги. а бложик — надо быть блогером, чтобы его раскрутить…

Оставить комментарий

Your email is never published nor shared.

You may use these HTML tags and attributes <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика