Антикризисные истории: ABB

Перси Барневик, президент индустриального гиганта ABB стал легендой при жизни. Практик, теоретик, смелый экспериментатор, «гуру» бизнеса, публичная персона, любимец менеджеров – эпитетов можно найти много. Но рыночная реальность живет по своим законам. Экономические кризисы конца прошлого и начала нашего века все расставили по своим местам. Оказалось, что ABB представляет собой разрозненную, неэффективную, плохо управляемую компанию, с огромными долгами и снижением продаж. Перспективы были еще более безрадостными: по «асбестовому скандалу» в США, на американскую «дочку» ABB подано более 100 тысяч исков. В 2001 ABB покинуло 600 менеджеров, вместе и с нашим «гуру» — Барневиком, который выписал себе «скромную» пенсию в 100 млн. долларов. В этом же году, компания зафиксировала убытки в размере 691 млн.долларов и падение курса акций на 60%. Было ясно, что это только начало падения.
Спасать компанию в 2002 году был призван Юрген Дорманн, 62-летний управленец старой школы, уже готовящийся к пенсии. Нужно было торопиться – год обещал принести еще большие убытки, а общий долг в 11 млрд. долл. превысил капитализацию компании, упавшую до 9,6 млрд. По счастью, у ABB было огромное число непрофильных активов, от которых можно избавиться с выгодой. Были проданы: 1 млн м2 недвижимости в Швеции, финансовое и страховое подразделение компании, которые на волне кризиса стали обузой, Дорманн также продал нефтехимические, фармацевтические и строительные активы, не дающие должного уровня прибыли. В ходе масштабных сокращений пришлось уволить 45 тысяч из 150 тысяч работников.
Немалая заслуга в спасении ABB принадлежит и финансовому директору, Питеру Фозеру, пришедшему в компанию в это же время. Виртуозный переговорщик, Фозер смог добиться почти невозможного – выгодного пересмотра условий кредитования, когда агентство Moody’s уже понизило кредитный рейтинг ABB. Стараниями Фозера были реструктурированы займы компании в пользу долгосрочных обязательств. Долг начал снижаться. 2002 год приносит еще большие убытки – 787 млн. долл, акции падают в 17,5 раз относительно уровня 3 летней давности, но дно уже пройдено.
Дорманн меняет стратегию, концентрируясь на ключевых для ABB направлениях – электроэнергетике и автоматизации. Их доля в выручке от 70% вырастает до 95%. Ключевым рынком признается Азия, главным образом Китай и Индия, показывающие высокие темпы роста. И конечно же, реформы в самой компании, призванные сделать ее прозрачной, управляемой и близкой клиентам. Дорман вводит практику «пятничных писем», еженедельно информируя всех работников о планах и задачах, параллельно создавая систему обратной связи с работниками. 2003 год показывает аналогичный уровень убытков, но по ключевым направлениям уже серьезный рост объемов от 30 до 50%. В 2004 компания завершает этап реорганизации и возвращается к прибыли. К 2007 году, капитализация ABB уже превышает докризисный уровень. А часть выходного пособия, Перси Барневику сотоварищи все-таки пришлось вернуть компании.

Опубликовано: Деловой Петербург; dp.ru

This entry was posted in Бизнес-истории and tagged . Bookmark the permalink. Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.

Оставить комментарий

Your email is never published nor shared.

You may use these HTML tags and attributes <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика