Сейчас сложно сказать насколько чистыми (или же грязными) были помыслы двух президентов – AOL и Time Warner, когда они затеяли «слияние века». Радостные лица Стива Кейса и Джеральда Левина не сходили с экранов, а в их формуле «1+1=3» даже акулы бизнеса вроде Уоррена Баффета не видели никакого риска. 2001 год ознаменовался созданием самой крупной в мире медиакомпании AOL Time Warner с капитализацией 350 миллиардов долларов. Но случился кризис дот-комов, упали рекламные сборы в корпорации Time, а корпорация AOL вообще оказалась сильно переоцененной… В общем, слияние века через год привело к убыткам века: 99 миллиардам (!) долларов потерь. «Виновники торжества» постепенно отстраняются от власти акционерами, власть переходит к Ричарду Парсонсу, руководившему ранее кинокомпанией Warner Bros и издательским бизнесом Time Warner.
«Черный гигант» Дик Парсонс, многоопытный руководитель, избегает делать резкие телодвижения, за что в конце 2003 года также вызывает недовольство акционеров. Начинают ползти слухи о его отставке. Но быстро проблемы корпораций такого уровня не решаются. В результате слияния компания стала плохо управляемой – средний разрыв возраста менеджеров со стороны AOL и со стороны Time Warner был около 20 лет. На это наложилось стремительное падение абонентской базы и доходов AOL, постоянное снижение капитализации и серьезные претензии комиссии по ценным бумагам.
Парсонс упрощает разнородную структуру для большей управляемости, избавляется от непрофильных активов, продав 2 спортивные команды и звукозаписывающий бизнес. Закрываются убыточные журналы издательского подразделения. Долг начинает снижаться, а прибыль и курсовая стоимость расти. В 2005, Time Warner уже выходит в плюс – чистая прибыль 2,7 млрд долларов. Парсонс признается лучшим руководителем медиа-индустрии. Наконец приходит очередь и «высокотехнологичной» компании AOL, которая в середине 2000-х все еще продает модемный доступ в интернет и берет деньги за пользование электронной почтой, что выглядит просто дикостью для того времени и вызывает постоянный отток клиентов. В 2003, только в течение квартала, от AOL отказались свыше 1 млн. абонентов. Новая стратегия AOL – переход на широкополосный доступ в интернет по кабельным сетям, бесплатные сервисы для пользователей и смещение акцента с абонентской платы на получение доходов от рекламы. И уже в 2006, потери от отказа от теряющих популярность но платных сервисов уравновешиваются рекламными поступлениями, а чистая прибыль корпорации превышает прошлогодние показатели в 2,5 раза.
Нельзя сказать, что спасение Time Warner выглядит как красивая сказка со взлетом показателей в разы. Мастодонты не летают. Но в непростое время в непростой ситуации Парсонсу удалось сделать очень многое, в том числе и сохранить гигантскую компанию прибыльной. Впрочем, это был не последний кризис Time Warner, но об этом – как-нибудь в другой раз.
Опубликовано: Деловой Петербург; dp.ru