Антикризисные истории: AST Computers

Немногие нынче вспомнят такую компанию, как AST Computer, хоть ее имя гремело и в США и Европе. Она была одной из немногих компьютерных фирм, которая умудрялась поставлять свою продукцию даже в СССР.  Созданная,  как многие компьютерные компании тех времен в «гараже», силами студиозусов, она не хватала «звезд с неба», но определенные успехи все же были – рынок компьютеров быстро рос, достаточно было всего лишь успевать обрабатывать заказы (точь в точь, как в России до недавнего времени).

Рынок компьютеров конца 80-х не блистал ежедневными инновациями, совсем недавно архитектура X86 стала негласным стандартом, альтернативные варианты почили в бозе, казалось, работай и работай. Чем и занималась фирма AST Computer, основную ставку сделав на принцип «больше опций по меньшей цене». Но кризисы, даже ожидаемые, всегда приходят, когда их не ждут.
Кого-то стабильность расхолаживает, в ком-то будит амбиции, подчас необоснованные. Ко вторым относились основатели компании – Альберт Вонг, Сафи Кьюреши и Томас Йен (имена которых и дали аббревиатуру AST). В 1988 году, было решено, что нужен прорыв. Компания разрабатывает свою операционную систему на базе OS\2 и выпускает 7 новых моделей компьютеров. Это сопровождается массированной рекламной кампанией, на которую тратится 12 млн. долларов. Компания становится третьей на рынке США, уступая только IBM и Compaq. Но это был успех калифа на час. И в 1989 году AST настигает удар, которого не ожидали. Корпорация IBM выпускает i486 процессор и все складские запасы и прошлые наработки AST становятся мусором. Склады компании завалены мгновенно устаревшим «железом», которое никому не нужно. Один из новоявленных лидеров индустрии рапортует об убытках в 8 миллионов за квартал. Ситуация усложнялась тем, что основные конкуренты шли в ногу со временем и вовремя предоставили новые изделия, заняв долю рынка AST. Это были не уже временные трудности а системный кризис компании.
Решение было неожиданным. Компания обращает свои взоры на новые рынки, особенно на рынок Японии, который был №2 после США. Этот рынок был во многом закрыт для посторонних в силу того, что там развивалась альтернативная компьютерная архитектура, основным адептом которой являлась корпорация NEC со своим PC 9801. Чтобы минимизировать риски от нового рынка, AST создает компьютер, который совместим с обеими платформами – Dual SX\16. Для облегчения проникновения на сложный и закрытый рынок, компания заключает соглашения с рядом японских компаний и начинает продвигать свое детище под именами давно известных и привычных брендов. Параллельно, компания начинает сбыт на рынки развивающихся стран (в этом списке был и СССР), выручка направляется на стратегические цели – возврат доли рынка в США. Новая идея, резкие финансовые успехи (после убытков 1989, продажи в 1991 уже приближаются к миллиарду) не остаются без внимания. Стоимость компании только за год возрастает на 260%. Уроки 1989 года не прошли бесследно: к выпуску следующего процессора, Intel 486 SX в 1991 , компания уже полностью готова, а влияние ее на рынок возрастает настолько, что снижать цены уже вынуждены и Compaq и IBM. В 1991 году, 65% корпораций из списка Fortune 500 были клиентами именно AST.

Виктор Тамберг

Опубликовано: Деловой Петербург, dp.ru

This entry was posted in Бизнес-истории and tagged . Bookmark the permalink. Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.

Оставить комментарий

Your email is never published nor shared.

You may use these HTML tags and attributes <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика