Антикризисные истории: BenQ-Siemens

Слияния, поглощения и всякая синергия, при своей кажущейся предсказуемости и логичности, предмет таинственный, непредсказуемый и полный белых пятен. Иногда, 2+2=10. А иногда 2+2=1. Когда какой ответ можно ждать?

Наверное, тогда, в 2005 году, подразделение Siemens Mobile, многим казалось интересным активом. Не смотря на ежедневные (!) убытки сотового подразделения в размере 2 млн. Евро, интерес был велик. Ведь Siemens Mobile – и ворота в европейские рынки, и колоссальный объем технических разботок (более 600 патентов в области мобильных технологий) и проработанный модельный ряд. Не удивительно, что в списках возможных покупателей подразделения, когда корпорация Siemens решила избавиться от убыточного актива, числились и Motorola и Acer, и ряд игроков поменьше. Был только один нюанс: 3500 работников в Германии, против сокращения которых протестовал влиятельный немецкий профсоюз IG Metall. Этот нюанс, казалось не такой и важный, все таки сдерживал потенциальных покупателей. Наконец, покупатель, согласившийся сохранить производственные мощности в Германии и персонал, был найден. Им оказалась тайваньская компания BenQ. И мобильное подразделение Siemens было по сути подарено. Притом с немалой доплатой в четверть миллиарда. Так родилась компания BenQ Mobile – новое имя старых активов Siemens.

Все поначалу шло хорошо. BenQ стала консолидировать активы, все люди Siemens остались на своих местах, просто перевелись в BenQ Mobile. Компания начала интегрировать научные и технологические разработки объединяемых компаний. И началось. Сложности интеграции платформ вызвали срыв сроков обновления модельного ряда не только у новообразованного бренда BenQ-Siemens, но и у BenQ. C покупкой Siemens, компания BenQ стала слишком сильно зависеть от сотового рынка, преимущество начало становиться проблемой. Задержки еще не выпущенных телефонов делали их устаревшими еще на стадии разработки. Убытки стали слишком ощутимыми. Проблемы «трудного ребенка» начали сказываться и на BenQ, которая отказалась от производства силами сторонних компаний (OEM и ODM). Здесь бы закрыть нерентабельное производство в Германии, но это шло вразрез с договоренностями о сохранении рабочих мест. «Нюанс» стал якорем, тянущим BenQ вниз. За 9 месяцев, головная компания потеряла на «приобретении» фантастическую сумму в 1 млрд. Евро. Доля рынка, которую до объединения занимали 2 компании сократилась более чем в 3 раза – с 10% до 3,2%. Ситуация стала настолько критичной, что стали поговаривать о возможном поглощении материнской компании BenQ конкурентом — компанией Foxconn. Частичные увольнения менеджмента и избавление от исследовательских центров Siemens не спасало. Проблема должна быть решена быстро и кардинально, а BenQ Mobile даже к концу 2006 года не была способна выйти в прибыль. И в августе 2006 BenQ Mobile заявила о банкротстве.

Конечно, в этой истории не все так чисто, скандалы еще долго будоражили прессу, во многом виноват и немецкий «социализм», но факт остается фактом – бренда Siemens более не существует, а сложение, вместо увеличения силы дало противоположный эффект. Наверное, иногда, «больному» все же лучше дать вовремя умереть…

Опубликовано: Деловой Петербург, http://www.dp.ru/

This entry was posted in Бизнес-истории and tagged . Bookmark the permalink. Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.

Оставить комментарий

Your email is never published nor shared.

You may use these HTML tags and attributes <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика