Антикризисные истории: Canon

В 1967 году, на праздновании 30-летия компании Canon, ее основатель Такеши Митараи сформулировал дальнейшую стратегию развития весьма лаконично: «с камерой в одной руке и оргтехникой в другой». С камерами у Canon было все хорошо, а рынок оргтехники переживал период бурного роста, поэтому в успешности такого видения никто не сомневался. И время подтвердило его правильность. Собственные разработки, отличное качество и низкие цены – эти три слагаемых позволяли Canon выигрывать борьбу даже с самыми именитыми конкурентами. К примеру, в 1982, выйдя на рынок электронных пишущих машинок, компания за один год отобрала у лидера – IBM, 11% американского рынка. Неудивительно, что с такими темпами роста, Canon быстро стал многопрофильным концерном. К примеру, в компьютеры NEXT, которые пытался производить Стив Джобс, уволенный в то время из Apple, ставились чипы именно Canon. Объемы прибыли и продаж росли в разы: за 10 лет, с 1975 по 1985, продажи выросли в 7 раз, до 3,3 млрд долл, а прибыль – в 20 раз, до 136 млн. Через 4 года, цифры были уже соответственно 8,18 млрд долл и 232 млн. Но всему хорошему также приходит конец.

В начале 90-х, началась стагнация, после чего падение. Факторов, которые повлияли, было несколько. Это и насыщение компьютерного рынка, и усиление йены, в результате чего компания утратила один из важнейших инструментов – низкие цены. Не спали и конкуренты, постепенно вытеснявшие Canon с рынка фотокамер. В 1995 уходит из жизни сын отца-основателя, Хаджиме Митараи и пост президента переходит к племяннику – Фудзио Митараи, который управлял американским филиалом Canon. Его работа в Штатах началась с интересного эпизода: в 1966 он уволил весь персонал убыточного филиала, а сэкономленные деньги положил в банк под проценты, после чего начал реорганизацию.

Фудзио Митараи к тому времени уже слишком долго жил в Штатах и перестал разделять традиционный японский подход к производству. По его словам, он даже не хотел возвращаться в Японию, слишком она была иррациональна. Его недоумение вызвало слепое следование стратегии расширения, не взирая на финансовые результаты. Было немедленно закрыто убыточное подразделение персональных компьютеров и сотовых телефонов, а приоритеты были взяты на камеры и печать. Митараи заявил, что компания будет работать только в тех сферах, где она может стать лидером рынка. И она должна стать лидером рынка в этих сферах. Вторым нововведением Фудзио Митараи явился перевод кадровой работы на западные рельсы, отказ от традиционного японского подхода и введение западной системы стимулирования персонала в зависимости от финансовых результатов. Реформы коснулись и производства – Митараи отменил конвейерный принцип внедрил принцип бригадной сборки. Парадокс, но это увеличило производительность на 30%.  Впрочем, нельзя сказать, чтобы эти нововведения слепо копировались с Запада – ломать патриархальный уклад пожизненного найма Фудзио Митараи не стал, ведь это уходит корнями в японскую ментальность и такие изменения могут быть чреваты. Грамотный подход по синтезу японских особенностей и западных принципов дал свои результаты. Митараи получил заслуженные награды (даже орден Почетного Легиона) а суммарный оборот компании уже достигает 50 млрд долл.
Опубликовано: Деловой Петербург; dp.ru

This entry was posted in Бизнес-истории and tagged , , . Bookmark the permalink. Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.

Один комментарий

  1. Posted 06.04.2010 at 12:41 | Permalink

    Очень интересная статья! Компания Canon мне очень нравится! Делает отличные фотоаппараты!

Оставить комментарий

Your email is never published nor shared.

You may use these HTML tags and attributes <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика