Антикризисные истории: Daewoo

У азиатского кризиса 1997 есть много чему поучиться и в нашей стране. Этот пример показателен тем, как «интеграция» в мировое экономическое пространство способно сломать хребет даже очень сильной экономике и прекратить любое «экономическое чудо», а «помощь» МВФ – уничтожить системообразующие компании в угоду интересам заокеанских «инвесторов». Но все же, поскольку речь идет о кризисе и компаниях, не будем углубляться в политическую подоплеку. Кризис – всегда следствие дезадаптации, несоответствия политики компании реальному положению дел в обществе и на рынке. И даже если компания очень сильна, но не подчиняется велениям времени – она не жилец…

Наверное, в России и не найдется компаний, которых можно было бы сопоставить по масштабу и размаху с Daewoo – «Великой вселенной». Выросшая из ткацкой фирмы, к 1997 году компания насчитывала 320 тысяч сотрудников в 110 странах мира. Основатель и владелец Ким Ву Чун был не наследным принцем, получившим империю от родителей. Это был настоящий гений бизнеса, способный делать невозможное. Некоторые производственные мощности он получил от государства бесплатно – они были хронически убыточными, притом без шансов на оздоровление. Ким Ву Чун жил на заводах и за год делал их прибыльными. Не удивительно, что за 30 лет, компания Daewoo стала второй по величине в Корее. И через год – погибла.

Здесь нужно сделать некоторое пояснение: вся экономика Кореи, до прихода к власти прозападно ориентированных деятелей, была хоть и рыночной, но по сути социалистической. Практиковался пожизненный наем работников, при миллиардных доходах, прибыль показывалась незначительная - сотые доли процента(правда в отличие от наших «эффективных менеджеров», расходы в основном были направлены на социальные программы, на поддержание уровня занятости в стране и на экспансию Кореи в другие страны). Правительство, банки и промышленность работали в одной связке, не ограничивая себя принятыми на Западе стандартами. В итоге, нормальное соотношение долгов к активам, не вызывающее шока было 500-800%. Для успешной «интеграции» это было недопустимо. МВФ предъявил требования – снизить процент долга до 200% от суммы активов, прекратить господдержку и перекрестное кредитование. Система начала рассыпаться. Успешная компания Daewoo, продолжающая наращивать обороты и прибыль (!), резко стала банкротом по нововведенным стандартам западной отчетности, как и многие другие конгломераты.

Samsung, LG, Hyunday и другие системообразующие компании, через продажу активов, оптимизацию процессов и ряд непопулярных мер выходят на из кризиса. Ким Ву Чон встает в оппозицию и отказывается разрушать империю, созданную своими руками. Кроме того, продажа активов была затруднительной и в силу того, что многие предприятия не только находились за пределами Кореи, но и были созданы совместно с правительствами других стран. Отчаявшись получить помощь у правительства, Ким Ву Чон эмитирует выпуск ценных бумаг на 13,5 млрд долларов. Правительство запрещает операции с ними. Последним, вернее даже символическим актом гарантий пере кредиторами, Ким Ву Чун закладывает все свое имущество на сумму более 1 млрд. долл. Но было уже поздно – кредитный рейтинг Daewoo падает до «мусорной» отметки, в 2000 году промышленный гигант признается банкротом. Началась пляска на костях.

Самый аппетитный «кусок» компании — Daewoo motors был приобретен главным конкурентом – GM за «смешную» сумму в 250 млн (при изначальном намерении других участников купить подразделение за 4 и даже 6 млрд долл). Ким Ву Чун не смог вынести удара и решил не возвращаться в страну. Правительство, видимо из глумления, подало на главу компании, который нигде в принципе и не скрывался, в розыск. В 2005 он вернулся в страну, был арестован и недавно освобожден по амнистии. От гиганта остались отдельные компании, не представляющие опасности и особого интереса для заокеанских «партнеров».

Наверное в этом примере слишком много политики, чтобы делать конкретные выводы о бизнесе. Но пример Daewoo показателен именно соответствием тезису о том, что для успеха на рынке нужно всегда быть адекватным реальности, какова бы она ни была. Такова жизнь.

Опубликовано: Деловой Петербург, http://www.dp.ru/

This entry was posted in Бизнес-истории and tagged . Bookmark the permalink. Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.

Оставить комментарий

Your email is never published nor shared.

You may use these HTML tags and attributes <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика