Антикризисные истории: Grundig

Упрямство – сложная черта. Иногда упрямство в следовании выбранной стратегии ведет к победе вопреки обстоятельствам. Иногда – оно убивает. Что и случилось с компанией, чье имя долгое время было эталоном стиля и высочайшего качества на рынке электроники.

Список достижений Макса Грюндига и его компании Grundig мог бы занять немало места. Макс Грюндиг был из той редкой в наше время породы предпринимателей, для которых дело было важнее сиюминутной прибыли. Он сделал из небольшой мастерской по ремонту радиоприемников многомиллионный бизнес с лидирующими позициями на европейских рынках. Но времена менялись. В 70-е годы Европа уже столкнулась с первыми вестниками грядущих проблем – азиатскими товарами. Макс Грюндиг еще тогда понимает, к чему это может привести и выступает с неожиданным предложением к своим европейским конкурентам об объединении и интеграции разработок, производства и логистики для снижения себестоимости при сохранении достойного качества… И предложение дружно отвергается всеми участниками рынка.

Но угроза с Востока нарастает – в Японии кризис перепроизводства, производители всеми правдами и неправдами пытаются выйти на новые рынки. Например, таких востребованных товаров, как видеомагнитофоны, японские компании в 1982 году наклепали аж 13 млн штук, что составляло 140% всего мирового спроса! В 1984, Макс Грюндиг неожиданно продает свою компанию, которая находится в наилучшей форме (38 тысяч работников, 40 миллиардов марок оборота) корпорации Philips, и отходит от дел. Тут и начинаются проблемы.

Поначалу, альянс с Philips приносит плоды. Grundig реструктурируется, запускается выпуск новых продуктовых линеек – спутниковое ТВ, автомагнитолы, коммуникационные устройства. Однако, главных изменений требует основной бизнес – ТВ и аудио техника. Европейские компании начинают постепенно переходить к роли координаторов, а производственная база перетекает на Восток и в развивающиеся страны с низкими издержками. Но консервативное руководство не одобряет этот план – этот подход рушит саму идею «немецкого качества», которую олицетворяла компания. Профсоюз также становится против масштабных сокращений. В итоге, «выгодное» приобретение становится проблемой. Компания продолжает терять рынок, в менеджменте неразбериха, директора меняются почти каждый год. 15 лет владения Grundig приносят Philips суммарные убытки в 1,5 млрд марок, и в 1997, Philips выходит из дела. Компания переходит под контроль банковского консорциума, к реанимации подключается правительство Германии, каждый последующий год – сокращения людей и очередные реорганизации, но все тщетно –попытки найти покупателя, который взвалил бы на себя не только производство, но и колоссальные социальные обязательства оказали тщетными. В 2003 Grundig объявляет о банкротстве.

О причинах гибели компании можно говорить долго, но ясно одно: изменился мир, массовый потребитель перестал покупать технику на 10 лет, она стала слишком доступной, чтобы выбирать качество по высоким ценам. Grundig, со своей благородной парадигмой оказался не у дел на массовом рынке, который требовал дешевизны. А для узкого сегмента элитарной техники, компания была слишком велика. Впрочем, бренд Grundig не умер, сейчас им владеет турецкая группа Arcelik, но это уже совсем не тот Grundig

Опубликовано: Деловой Петербург, http://www.dp.ru/

This entry was posted in Бизнес-истории and tagged . Bookmark the permalink. Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.

Один комментарий

  1. Posted 07.10.2009 at 15:51 | Permalink

    Да уж., тяжело на затаваренном рынке, да еще и в узком сегменте рынка продержаься на плаву, особенно, когда твои конкуренты демпингуют…

Оставить комментарий

Your email is never published nor shared.

You may use these HTML tags and attributes <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика