Антикризисные истории: Haier

После 30 лет социалистического управления, завод холодильников из города Циньдао, что в Китае, являл собой жалкое зрелище. Месячный выпуск едва достигал 80 штук, сам «завод» представлял из себя полуразвалившееся здание, а денег не хватало даже на зарплату рабочим. Но в начале 80-х начались новые времена, материковый Китай приоткрыл двери западным компаниям, одной из которых был немецкий многопрофильный концерн Liebherr. Немцы предложили «владельцу» завода – администрации Циньдао купить технологии и оборудование Liebherr, так родился промышленный гигант Haier Group.

«Поднимать» завод в 1984 по приказу Партии был отправлен Чжан Жуйминь, сын текстильного рабочего, служивший в правительстве Циньдао еще с 60-х годов, со времен «культурной революции». Недостаток формального образования Чжан с лихвой компенсировал самообразованием, уже в те времена активно изучая западный и восточный опыт менеджмента. Но таких ситуаций не описывали даже западные учебники.

Здесь надо сказать, что холодильники в Китае в то время были предметом роскоши. Цена одного холодильника примерно равнялась двухгодовой зарплате рабочего завода. При этом, качество изделий было ужасающим. И Чжан все таки сумел разрубить этот гордиев узел. Чжан взял кредиты у нескольких богатых сель-хоз кооперативов, чтобы погасить долги по зарплате в счет будущей продукции и начал создавать корпоративную культуру, о которой работники в принципе не имели представления. Чжан Жуйминь вошел в историю со следующим случаем: в компанию обратился покупатель с жалобой на неработающий новый холодильник. Чжан решил лично обслужить клиента, и каково было его удивление, когда работоспособное устройство он смог найти лишь пройдя полсклада готовой продукции. Тогда он приказал выставить 76 найденных бракованных холодильников на фабричном полу, выстроил всех работников, выдал им кувалды и приказал уничтожить весь брак: «если мы пустим их в продажу, мы усугубим положение нашей фабрики и закроемся». К японским принципам «5S»: seiri (отбросить ненужное), seiton (упорядочить инструменты), seisoh (убирать рабочее место), seiketsu (быть чистым), shitsuke (соблюдать дисциплину), Чжан добавил шестое «s»- safety (безопасность). Над неаккуратными пролетариями нависла угроза увольнения за несоблюдение принципов, ситуация начала улучшаться. Глядя на успехи Чжана, ему была поручена властями реанимация еще нескольких заводов Циньдао, находящихся в не менее бедственном положении. Так помимо холодильников, «рефрижераторный завод Циньдао» начал производить другую бытовую технику – микроволновые печи и кондиционеры.

За 15 лет, разваливающийся китайский заводик стал одним из лидеров мирового рынка белой техники, а объем продаж вырос более чем в 10 тысяч раз: с 3,5 млн. юаней в 1984 до 40,6 млрд юаней в 2000. Помимо стран третьего мира, продукция Haier производится даже в США, опровергая все домыслы о низком китайском качестве. А сам Чжан Жуйминь входит в число 50 самых влиятельных менеджеров мира.
Опубликовано: Деловой Петербург; dp.ru

This entry was posted in Бизнес-истории and tagged , . Bookmark the permalink. Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.

Оставить комментарий

Your email is never published nor shared.

You may use these HTML tags and attributes <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика