Антикризисные истории: Honda

Тогда, в начале 70-х годов, Honda Motors была аутсайдером на автомобильном рынке Японии. Не смотря на смелые заявки в создании автомобилей, Honda еще было очень далеко до конкурентов. Компания воспринималась в первую очередь как производитель мотоциклов и особыми успехами на поприще четырехколесных машин не блистала. Honda то выпускала спортивные авто, потом вдруг переходила на семейные малолитражки, методом проб и ошибок ища свою нишу. И вот наступил год 1973.

На другом конце света, 6 октября началась «Война Судного дня». Она продлилась недолго, всего 18 дней, но последствия сказывались несколько лет: арабские страны-члены OPEC отказались продавать нефть Западной Европе, цена на нефть за день взлетела вдвое, а к концу года – вчетверо, с 2,5 до 11,5 долларов за баррель. Япония, не имеющая своих запасов энергоресурсов, ощутила последствия энергетического кризиса очень быстро и резко. Выросли розничные и оптовые цены на всю продукцию, впервые за послевоенное время снизился ВВП страны, наступил кризис. Местный и мировой автомобильные рынки «встали». У дилеров скопилось огромное количество автомобилей, и не только «прожорливых» — в США к примеру, не продавался даже малолитражный Fiat Punto. Рядовые японцы начали задумываться о том, чтобы вновь пересесть на «послевоенный» транспорт – на мопеды. Что в этом случае говорит экономическая теория? Автомобиль перестает быть обыденным и становится предметом роскоши, который по карману уже не всем. Это, естественно, диктует свою стратегию. Toyota Motor и Nissan Motors, недостижимые лидеры японского рынка (67% автомобильного рынка Японии в сумме) договариваются о снижении объемов производства на 40-50% и росте цен сначала на 7%, затем еще на 10%.

Соитиро Хонда, отец-основатель компании, считался мягко говоря со странностями, а грубо говоря – маргиналом. Он получил образование в 8 классов и с тех пор испытывал неприязнь к помпезным дипломам и их обладателям. Хонда считал, что академическое образование заставляет мыслить шаблонами и отключает интуицию, которую он считал очень важной в бизнесе. И в условиях мирового топливного кризиса и соответствующих мер конкурентов, он поступает парадоксально, идя наперекор здравому смыслу. Honda Motors удваивает производство и снижает цены на продукцию вполовину. «Старик Соитиро сошел с ума»? Оказалось, что нет. По итогам кризисного 1974-го, когда прибыль Toyota упала на 41%, прибыль Honda выросла на 76%, компания за один год захватила немалую часть стратегически важных японского и североамериканского рынков и продолжила рост. К 1976 году в мире было продано 1 млн Honda Civik – неброского, но экономичного и дешевого «народного автомобиля». А талантливому «неучу» Соитиро Хонде присвоили почетную докторскую степень, пусть постфактум, но признав его технический и экономический гений.

Опубликовано: Деловой Петербург, http://www.dp.ru/

This entry was posted in Бизнес-истории and tagged . Bookmark the permalink. Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.

Оставить комментарий

Your email is never published nor shared.

You may use these HTML tags and attributes <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика