Антикризисные истории: Iridium

Система спутниковой связи «Iridium», однозначно была «проектом века». В 1987 году, Motorola разработала концепцию глобальной спутниковой связи на низкоорбитальных спутниках. В системе планировалось 77 спутников (также, это число электронов в атоме иридия, отсюда и возникло название). В 1991 году Motorola создала консорциум Iridium LLC и стала его генеральным подрядчиком. 1996 год ознаменовался первым спутником системы. Инвесторы радостно ожидали бума спутниковой связи и активно вкладывали деньги. Начали возникать и конкуренты — GlobalStar, ICO. Подогрел ситуацию Билл Гейтс, заявивший о планах по созданию глобальной космической интернет-сети, состоящей из почти 300 спутников. Еще до запуска системы, Motorola обнародовала планы: за год – полтора миллиона подключений, к 2002 году – более 50 млн. абонентов. Похоже, в успехе предприятия не сомневался никто. Отрыв от реальности всегда чреват опасными последствиями. После запуска 1-го ноября 1998 года, оказалось, что спутниковая связь мало кому интересна. Motorola поставила на частных бизнес-пользователей и проиграла вчистую. Дорогой стартовый пакет (более 8 тыс. долл) и тарифы делали услугу неинтересной широкой аудитории. К тому же оказалось, что сотовая связь, которую никто не рассматривал как конкурента, успела стать глобальной и охватила все крупные города и населенные пункты. А предприниматели, на которых делали ставку в Motorola, предпочитали роуминг или местные сим-карты, вместо глобальной спутниковой связи. До конца декабря – вместо 200 тысяч подключений – только 3 тысячи. За полгода работы, было продано всего 8 тысяч «трубок» и 2 тысячи спутниковых пейджеров. Когда акционеры узнали о первых результатах, исполнительный директор Эдвард Стаяно мгновенно потерял работу. Вслед за ним отправились еще 80 маркетологов и управленцев.

Следующий директор – Джон Ричардсон, в 2 раза снижает все цены. Но это не спасает. Рынок в шоке, акции падают в 5 раз, компании нечем платить по долгам, которые составили 4,4 млрд. долларов. В августе 1999 года, компания объявляет дефолт, заявляя о неспособности платить по счетам. Поиски стратегического инвестора, выхода путей из кризиса ничего не дали. В марте 2000, суд по банкротствам принимает решение о ликвидации компании и предписывает уничтожить все 72 спутника…
Однако, это не стало концом Iridium. За «смешные» 25 млн долларов (общий объем инвестиций в проект – более 5 млрд), «Иридий» приобретает компания, связанная с Пентагоном. У военных уже есть полторы тысячи трубок, они планируют довести их число до 20 тыс. И тут случается 11 сентября 2001… Вдруг выясняется, что спутниковая связь нужна очень много кому – авиакомпаниям, спец.службам и спасателям, метеорологам, транспортникам. Iridium начинают использовать в отслеживании грузов на всех видах транспорта, для контроля безопасности людей, для десятка других целей. Кто знает, обрати внимание в Motorola на другой сегмент потребителей, банкротства можно было бы избежать. Впрочем, у истории нет сослагательного наклонения.
Опубликовано: Деловой Петербург; dp.ru

This entry was posted in Бизнес-истории and tagged . Bookmark the permalink. Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.

3 комментариев

  1. MASTERPLUS
    Posted 02.05.2009 at 17:45 | Permalink

    Мда, знал бы… соломку подложил, как говорится. Сложно, очень сложно вперед смотреть. Бывает и ситуация все меняет с ног на голову.

  2. Denis
    Posted 19.03.2010 at 17:57 | Permalink

    Так тут же все просто! Прежде чем выводить продукт на рынок, одним из важных пунктов (а их несколько) является проведение грамотного опроса потенциальной аудитории. Тут то вот и выяснилось бы, что этот продукт интересен небольшому проценту целевых потребителей, а не большинству из них, что есть и другие недорогие альтернативы и что проект требует переориентации.
    Надо думать трезво, а не строить «воздушные замки», будто этим людям 100% нужны будут наши товары (услуги).

  3. Виктор Тамберг
    Posted 20.03.2010 at 03:42 | Permalink

    Думаете в мотороле работали идиоты, и планировали миллиардные затраты без исследований? я так не считаю.

Оставить комментарий

Your email is never published nor shared.

You may use these HTML tags and attributes <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика