Антикризисные истории: KMart

Выросший из розничной сети «пятицентовиков» Себастьяна Кресге, дискаунтер Kmart появился в нужный момент в нужном месте, что обеспечило феноменальный рост. 1й магазин открылся в пригороде Детройта в 1962. Через год, магазинов было 17, еще через 3 года – 122, а годовой объем продаж уже приближался к миллиарду долларов. Сеть вышла на рынок Канады, а в 1968 – в Австралию. В начале 70-х, в связи с топливным кризисом, рост Kmart замедлился, нашлось время для оптимизации структуры – создания единого закупочного центра, разработки обучающих стандартов и др. Во второй половине 70-х, ситуация нормализовалась и корпорация продолжила экспансию. Kmart купил страховую компанию, сеть кофеен Furr’s, аптечную сеть PayLess, сеть магазинов товаров для дома Home Centers of America, книготорговую сеть Waldenbooks, открыл совместные предприятия в Мексике и Японии. В 1976 году, годовые продажи составили 8,4 млрд долл, через 10 лет – уже 25 млрд, а прибыль – почти 700 млн. В конце 80-х Kmart запускает Office Square – сеть товаров для офиса и Sports Giant – сеть спортивных магазинов.

В 90-х экспансия продолжается – покупается сеть спорттоваров The Sports Authority, сеть товаров для офиса OfficeMax , еще одна книжная сеть Borders book и сеть магазинов электроники Bizmart. Открывается первый магазин Super Kmart Center – огромный дискаунтер, работающий без выходных 24 часа в сутки. Также, Kmart покупает 13 магазинов в Чехии и Словакии. В 1993 году, совокупные продажи составляют 37,7 млрд, а общее число работников достигает 373 тысячи человек.
Это был пик. Начинают проявляться негативные тенденции – низкий уровень прибыли, плохая оборачиваемость и управляемость. В 1994-м, при общем объеме продаж в 35 млрд, компания декларирует почти миллиардный убыток. В 1995-м меняется руководство, Kmart возглавляет Флойд Холл, бывший президент конкурирующей сети Target. Холл берет курс на возврат к ключевым направлениям и сокращает непрофильные, плохо управляемые активы. Распродаются: сеть товаров для дома, сеть спорттоваров, OfficeMax, доля в совместном предприятии в Мексике и Сингапуре, свежекупленные супермаркеты в Восточной Европе и даже канадский филиал. Издержки сокращаются на 800 млн, сеть начинает выходить из минуса. Происходят и качественные изменения: запускается целый ряд крайне успешных частных торговых марок, магазины приводятся к современному виду, по аналогии с Super Kmart Center. В 1998м Kmart декларирует прибыль в 250 млн. В 1999 открывается еще 100 магазинов, запускается интернет-торговля.
Однако, акционеры недовольны темпами роста и долей прибыли. В начале 2000 Холл уходит из Kmart и его сменяет Чарльз Коневей. Коневей закрывает еще 72 недостаточно эффективных магазина в США и запускает 1,7 млрд программу оптимизации. В 2001 стартует масштабная программа скидок, охватившая 38 000 наименований товаров. Однако, денег на рекламу нет, программа оптимизации еще не принесла свои плоды, а отлично организованный Wall-Mart снижает цены еще больше, ударяя Kmart по самому больному месту. В конце 2001, Kmart уже не может вовремя платить поставщикам, полки начинают пустеть, и в январе 2002, стартует процедура банкротства… Впрочем, это был не конец. Сеть покупается инвестиционным фондом Эдварда Ламперта и сливается с конкурентом – Sears Roebuck Co. Но это уже не так интересно…
Опубликовано: Деловой Петербург; dp.ru

This entry was posted in Бизнес-истории and tagged . Bookmark the permalink. Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.

2 комментариев

  1. Posted 10.09.2009 at 10:41 | Permalink

    Интересная история компании. KMart — это бренд. Но даже компании с брендовым именем не гарантирована легкая жизнь на мировом рынке.

  2. Виктор Тамберг
    Posted 10.09.2009 at 13:20 | Permalink

    Там бардак был еще тот — руководство же постоянно меняли, у каждого свое видение… Отдельные частные марки в KMart были очень сильные — «Марта стюарт» и т.п. По сути федеральные бренды. А вот в целом бизнес-модель устарела, Wall-Mart был намного лучше организован.

Оставить комментарий

Your email is never published nor shared.

You may use these HTML tags and attributes <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика