Антикризисные истории: Kodak

Первая цифровая фотокамера была собрана в 1975 году Стивеном Сассоном, инженером Kodak. Кто бы мог подумать, что у 4-х килограммового монстра, с размером  матрицы100 на 100 пикселей, будет какое-то будущее…
Нельзя сказать, что мировой лидер фотографии – Eastman Kodak отставал от жизни. Мониторинг показывал, что бОльшая часть потребителей продолжает пользоваться пленочным фотоаппаратами. Поэтому, цифровую фотосъемку в Kodak рассматривали только как нишу – либо как удел профессионалов, либо как инструмент создания некачественных, пусть и быстрых изображений. Впрочем, на то были основания – аппарат с разрешением в 1 мегапиксель за 1000 долларов был эксклюзивом, а одноразовых пленочных аппаратов Kodak выпускалось более 10 млн штук ежегодно. Никто не предполагал, что цифровой рынок будет расти такими темпами.
Первый тревожный звонок был в 2001, тогда объем продаж пленочной техники снизился на 7%. Это отнесли на счет снижения туризма от страха перед «коровьим бешенством». Но в первом квартале 2002, объем продаж снизился на 9%, а прибыль – уже на 73%. Долг компании к 2003 году достиг 3 млрд. И все это – на фоне резкого (более 70% в год) роста рынка цифровой фототехники. Ситуация усложнялась тем, что для цифрового фото была не так сильно нужна инфраструктура – сервисы проявки и печати, на которых зарабатывал Kodak, что позволило выйти на рынок компаниям, не занимавшимся ранее фотобизнесом. Основные игроки – Kodak, Fuji, Agfa теряют рынок.
В 2003 Кодак «переманивает» Антонио Переса, руководившего в Hewlett-Packard подразделением потребительских товаров. Начинается вывод из кризиса. Перераспределяются финансовые потоки – пленочное подразделение становится «донором» для цифрового. Компания начинает скупать компании рынка цифровой фотографии не только бытового назначения, но и в сфере здравоохранения и других отраслях. Покупаются производители оборудования, софта, провайдеры цифровых услуг. Денег не хватает. Аналитики фондового рынка недовольны, это идет вразрез с их интересами быстрого заработка на росте акций- «компания может не переварить так много во время радикального преобразования». Руководство Kodak идет на скандальный шаг – оно снижает в 3 раза выплату дивидендов. Акции компании падают, агентство Standard & Poor’s опускает их кредитный рейтинг до самого низкого уровня. Но процесс уже пошел. Компания избавляется от производства пленочных аппаратов, сконцентрировавшись на цифровых. Параллельно происходит диверсификация, сфера компании постоянно расширяется в направлениях, связанных с цифровой печатью и фотосъемкой. Создаются альянсы с крупными игроками хай-тек рынка по производству электронной «начинки». Kodak нацеливается на самый массовый сегмент дешевых цифровых «мыльниц», и ему удается его завоевать.  По итогам 2004, компания Eastman Kodak вновь становится лидером продаж, на этот раз уже цифровых фотоаппаратов в США.

Опубликовано: Деловой Петербург; dp.ru

This entry was posted in Бизнес-истории and tagged . Bookmark the permalink. Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.

Оставить комментарий

Your email is never published nor shared.

You may use these HTML tags and attributes <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика