Антикризисные истории: Matsushita

 

 

 

Япония, по своей культуре, укладу жизни, по ментальности граждан и ряду других особенностей настолько далека от России, что можно считать эту страну оплотом внеземной цивилизации. Однако, некоторые уроки истории настолько близки нам, что служат поводом для определенных серьезных выводов. Это пример двух кризисов разного масштаба, которые наложились друг на друга в Японии к 1930 году и пример успешной победы над ними компании Matsushita, известной всему миру по бренду «Panasonic».

Впрочем, тогда, в конце 20-х годах, этого бренда еще не существовало. Была маленькая фабрика по выпуску электроламп и электрических фонариков, возглавляемая Коносуке Мацуситой – человеком эксцентричным, с точки зрения бизнеса, но изобретательным и энергичным. Стратегия Matsushitaв то время была незатейлива: делать все на треть дешевле и на треть лучше. В активе компании были удачные лампы, велосипедные и домашние фонари, первый в Японии электрический утюг. И тут начался японский экономический кризис 1927 года, рушивший банки и ввергавший страну в нищету. В стране объявлен режим жесткой экономии. Продажи компании падают наполовину. Через 2 года до Японии докатывается и Великая Американская Депрессия. Склады забиты товаром, который не продается, компания терпит убытки. Выход видится только один – увольнение сотрудников, которых ждет нищета, а возможно – голодная смерть.

И тут Коносуке Мацусита делает то, что шокирует компаньонов, вписывает его имя в историю и выводит компанию из затяжного пике.Он выступает перед работниками с речью: «Мы никого не уволим! Бизнес – не главное! Мы с вами– единое целое! И нам вместе надо прилагать усилия!». Наверно, для нынешних прагматиков это выглядит наивностью, но Мацусита свято верил в свою ответственность перед обществом и своими работниками. Он сокращает производство на 50% без сокращения заработной платы работникам, но отменяет выходные. Все свободное время, работники должны тратить на сбыт продукции своими силами. Тем самым, было проведено перераспределение ресурсов. То, что мешало компании, стало ее спасать. Вскоре излишки на складах иссякли, компания стала возвращаться к нормальному ритму жизни, в то время как конкуренты, пошедшие по пути сокращения, начали закрываться совсем. Matsushitaже выводит на рынок новый продукт – электронагреватель. В 1931 году, в самый разгар депрессии, начинает выпуск радиоприемников.

Ответственность перед обществом никогда не была пустым звуком для Коносуке Мацуситы. В «депрессивный» 1932 год, компания, владеющая уже 8 заводами, выкупает патент на создание радиоаппаратуры и бесплатно (!) его предоставляет всем остальным японским производителям, в качестве вклада в развитие электронной промышленности Японии. Наверное, именно такие люди, а не чиновники с банкирами, двигают мир вперед и помогают преодолеть любые кризисы. Очень хочется увидеть таких людей и в нашей стране. Увидим ли?

Опубликовано: Деловой Петербург, http://www.dp.ru/

This entry was posted in Бизнес-истории and tagged . Bookmark the permalink. Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.

Оставить комментарий

Your email is never published nor shared.

You may use these HTML tags and attributes <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика