Антикризисные истории: Nissan

Имя «убицы затрат» — Карлоса Гона известно намного шире автомобильного рынка. Он признан самым эффективным (и самым высокооплачиваемым) менеджером Европы, ему даже присвоен рыцарский титул. Но только ли жестокими сокращениями славен этот руководитель? Одним из его феноменальных достижений является спасение компании Nissan Motor, о чем и пойдет речь далее.

В 1999, когда произошло слияние Renault и Nissan, японская компания представляла собой жалкое зрелище. Рыночная доля компании неуклонно снижалась на протяжении 27 лет! Текущая задолженность приближалась к 20 млрд. Евро. Царила неразбериха с отчетностью, в системе управления — хаос. Неудивительно, что предыдущие «антикризисные» меры в конечном счете сводились к экономии на канцелярии и уборщицах. Карлос Гон, с 7 до 11 вечера (именно столько длился его рабочий день) вникал в деятельность Nissan, картина была катастрофичной: никто не знал, какая из моделей приносит прибыль. Как оказалось, выгодны компании только 4 из 43 моделей. Никто не занимался анализом потребительских предпочтений, в итоге, не смотря на традиционно высокий уровень качества, потребитель не интересовался Nissan. Бюрократический аппарат работал медленно и неэффективно, взаимодействие отделов шло с черепашьей скоростью. Было очевидно – компания вообще не ориентируется на получение прибыли. После этих открытий, Гон заявляет о том, что срок вывода Nissan из затяжного кризиса – три года.

Гон закрывает 5 заводов в Японии, увольняет 14% всего персонала – в основном управленческого. Работы лишается половина менеджеров всех уровней. Шок настолько сильный, что некоторые работники кончают жизнь самоубийством. По Японии прокатывается волна протестов. Гон избавляется от непрофильных активов, продав производство запчастей. Отменяется традиционный для Японии пожизненный наем работников и карьерный рост за выслугу лет. Еще одной горькой пилюлей, которую пришлось проглотить японцам, становится заявление Гона о том, что большинство моделей ни на что не годны и должны быть сняты с конвейера. Отдел дизайна переподчиняется напрямую директору. Проводится тотальная реорганизация системы управления: создается 9 групп, отвечающих за различные направления деятельности – сбыт, маркетинг, закупки, и т.п. В каждую группу входят разноплановые специалисты: инженеры, финансисты, управленцы. Всего задействуется около 500 человек, которые полностью контролируют все изменения. 30 руководителей Nissan едут во Францию в компанию Renault перенимать опыт. Равное количество французских специалистов едет в Японию. Реорганизовывается управление финансами, сокращаются логистические затраты, вдвое снижается количество поставщиков комплектующих. Меняется все. Из этого рождается образ нового Nissan, инновационной, смелой и качественной марки. Трехлетний план возрождения, оказывается выполненным уже к концу 2000 года. Далее был беспрецедентный рост показателей и слава самой динамичной развивающейся компании в автомобильном бизнесе.

Опубликовано: Деловой Петербург, http://www.dp.ru/

This entry was posted in Бизнес-истории and tagged . Bookmark the permalink. Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.

2 комментариев

  1. CEKPET
    Posted 06.04.2009 at 17:52 | Permalink

    Хорошая тема, продолжайте. Иногда нахожу ответы, которые получить самому просто реально не хватает времени. Спасибо!

  2. Виктор Тамберг
    Posted 07.04.2009 at 21:12 | Permalink

    и вам спасибо!

Оставить комментарий

Your email is never published nor shared.

You may use these HTML tags and attributes <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика