Антикризисные истории: Xerox

Читать пресс-релизы Xerox 1998-1999 годов весьма забавно. Кризис – вот он, совсем рядом. Но компания «покупает» дорогих топ-менеджеров и рапортует об феноменальных успехах…
2000 год оказался моментом истины. Крах дот-комов пошатнул много компаний, и лидера копирования он жестко поставил на место. Вдруг оказалось, что комплект из сканнера и принтера оказался дешевле цветного копира, и потребитель начал терять веру в копировальные аппараты. Потом оказалось, что реорганизации, инициированные президентом Риком Томаном, (которого недавно переманили из IBM возглавить Xerox) приносят проблемы и вообще неадекватны велениям времени – компанию надо не развивать, а буквально спасать. А потом еще оказалось, что могучие былые достижения – результат приписок и махинаций с отчетностью. Стоимость акций падает в 7-8 раз, с 48 до 6-8 долларов за акцию (рекорд – 3,75 доллара за акцию). Гигант внезапно оказывается на грани банкротства из-за неподъемного долга компании, а ежеквартальные убытки уже превышают пугающие 100 млн. долларов.
Назначение «ветерана» компании Энн Малкэхи на пост президента, воспринималось экспертами рынка с большим скепсисом – очистить «авгиевы конюшни», по их мнению, мог только человек со стороны. Но Рик Томан был именно таким и он не справился. «Что может женщина с дипломом журналиста, начавшая работу в компании с продажника?». Оказалось – очень многое. Но и менять требовалось очень многое –реорганизовывать ущербные методы отчетности и управления в самой компании, реагировать на изменения рынка. Говорят, за первые 2 недели работы президентом, Малкэхи пролетела более 150 тыс. километров – посещала филиалы и подразделения. Ситуация была неутешительной. Надо было «резать».
Малкэхи избавляется от непрофильных активов (четверть компании Fuji Xerox и подразделение в Китае), продается даже шикарный центральный офис в Стэмфорде, площадью более 30 тыс м2. Все это «облегчает» компанию на 2,5 млрд долларов. Упрощается отчетность, и наконец реорганизовывается сама компания – Xerox отходит от принципа прямых продаж и концентрируется на работе через сеть партнеров, параллельно уходя из нижнего ценового сегмента потребительской техники. Жестко урезаются затраты управленцев за счет более оптимальных схем. Освобождаются люди, проводятся сокращения. Но увольняются только «лишние» люди, исследовательские центры продолжают работать в полном составе, хоть их работа обходится в 1 млрд в год (подозреваю, в России их сократили бы первыми). В общей сложности, годовые издержки удалось сократить на 2 млрд. Изменения были и в продуктовой стратегии: так как будущее струйных притеров и копиров было под вопросом, Xerox сконцентрироваллся на сегменте мультифункциональных устройств, объединяющих в себе и сканер, факс и принтер. И уже к концу 2002 года компания показывает прибыль.

Опубликовано: Деловой Петербург; dp.ru

This entry was posted in Бизнес-истории and tagged . Bookmark the permalink. Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.

Оставить комментарий

Your email is never published nor shared.

You may use these HTML tags and attributes <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика