Имею мнение:знак качества, пончики, ритейл, вино и пиво

В России может появиться национальный знак качества продуктов

На мой взгляд, мы в России давно устали от всех этих «знаков качества», «народных марок» и «лучших выборов». Поэтому смысла в еще одном символе «качества» я не вижу. Вот что стоит развивать, так это знаки регионального происхождения продуктов и некоторые отраслевые стандарты. Вообще, мне даже как-то странно смотреть на постоянные провозглашения некоего «качества», которые давно не работают. О «качестве» бесполезно кричать, это никого уже не интересует. О «качестве» нужно намекать совсем иными способами, например, за счет технологий или компонентов, которые ассоциируются с качеством продукта. За счет происхождения или истории продукта. А подобные знаки некоего абстрактного «качества» — заведомо бесполезная инициатива.

В столице открывается магазин без кассиров

Безумная «модернизация» шагает по стране. Здравым смыслом подобная инициатива не объясняется. Причину я вижу только в показухе и попытках участников этого проекта накопить «политический капитал». Дескать, вот какие мы модернизаторы, инноваторы и у нас есть свое Сколково с блэкджеком и без кассиров.

  1. Экономии на кассирах здесь не будет, так как принцип потребует или повышенной охраны, или несознательные граждане будут активно воровать (отсутствие продавцов есть дополнительный соблазн, и тут «несознательными» могут стать и вполне законопослушные покупатели).
  2. Идеально работающую систему создать не получится, поэтому потребуются консультанты, которые будут разбирать с покупателями ошибки чеков, оплаты и т.п. Или же придется свести ассортимент к минимуму, а это снижает саму ценность магазина.
  3. Покупка большого ассортимента – сложный процесс, люди будут массово «тупить» перед терминалами, очереди дополнительно вырастут.

В общем, несвоевременно, неразумно, нелогично.

Аркадий Новиков накормит россиян пончиками от Krispy Kreme

Аркадий Новиков с одной стороны – знаковая персона ресторанного бизнеса, очень тонко чувствующая коньюнктуру рынка. С другой стороны, Аркадий Новиков хорошо разбирается в мнении московской богемы, но с масс-маркетом у него неоднозначные отношения. Несколько лет назад он продал свои сетевые заведения (в том числе и «Елки-Палки», и «Суши весла»), мотивировав это тем, что этот бизнес ему не нравится, это «не его». А с третьей стороны – донатсы, которые вроде бы масс-маркет, и подразумевают сетевой принцип. И эти же донатсы – продукт не очень знакомый и достаточно непонятный для широкой публики.

Потому – интрига. Что будет? Лакшери-пончики от Новикова? Здесь ресторатор как рыба в воде, и своим поклонникам продаст все, что угодно. Но перспективы роста невысоки, так как аудитория все же невелика. Масс-маркет? На масс-маркете Новиков работать не очень любит, судя по всему (возможно, он просто не чувствует этот рынок). Тем более, что готовность массового потребителя к донатсам сомнительна (сеть Dunkin Donuts в России развивается как-то по-тихому, не шокируя публику очередями и финансовыми успехами, а это все же сеть номер один в мире, в отличие от Krispy). Надежды на то, что донатсы войдут в нашу жизнь как суши, например, – лично у меня нет. Придется формировать культуру потребления, а это годы, в лучшем случае. В общем, снять много «сливок» у Новикова не получится, как ни крути.

В Эстонии появилось органическое пиво

Все эти «зеленые» тренды в Европе очень заметны, никто не спорит. Но они возникают не сами по себе, как будто людей вдруг забеспокоило качество жизни, и возникла ответственность перед природой. «Зеленые» тренды появляются как ответ на рост уровня жизни. Чем выше доходы и уровень социального обеспечения, тем меньше повода беспокоиться о выживании, тем больше значения можно придать экологичности, натуральной жизни, защите животных и т.п. «Зеленые» идеи могут быть популярны в обеспеченных странах Бенилюкса — и совсем не найдут понимания в странах экваториальной Африки, например. А Эстония – страна, в общем-то, небогатая. Поэтому я очень сомневаюсь в реальной рыночной перспективе этого пива. Вот с точки зрения политики этот шаг оправдан: «мы тоже Европа, мы в тренде». Но политика – совсем другая история.

«Цимлянские вина» инвестируют в этнографический туризм

Очень достойная инициатива. Вино всегда существует с привязкой к территории. Чтобы территория была известна, нужно заниматься ее брендингом, а он наиболее эффективен, если строится на туристических объектах и инфраструктуре. Именно поэтому инициативы властей регионов «построить бренд» в отрыве от бизнеса региона обречены на провал. Здесь же, наоборот, есть шанс добиться синергии и вместе с винным бизнесом помочь развить еще и туристический бизнес в регионе, подтянуть других производителей продуктов питания, сувениров, учреждения и услуги сферы здоровья, и сделать в итоге нечто дейстивтельно впечатляющее.

Впрочем, в территориальном брендинге, как и в подобных проектах в целом, огромное количество тонких мест и подводных камней. Удастся ли их обойти производителю, который не блистал сильным маркетингом и брендингом? Тем более, что при создании такого проекта одним «казацким поселением» нельзя ограничиваться, требуется развивать инфраструктуру в целом. Но начинание очень достойное в любом случае.

Tesco открывает в Южной Корее «Виртуальные магазины»

Я очень сомневаюсь, что подобная инициатива приживется на российской земле. Дело даже не столько в особенностях ментальности, сколько в сложности логистики, особенно в крупных городах. Затраты на доставку и сложности этой доставки могут свести на нет все выгоды такого способа торговли. Но если взглянуть под другим углом, то идея вполне может быть реализована и в России.

Попробуем посмотреть на этот «виртуальный магазин» не как на магазин, а как на рекламоноситель. Это неплохая площадка для рекламы новинок, скидок и акций. Притом площадка с реализованной обратной связью. Увидел потребитель новый или нужный товар, нажал в телефоне кнопку, составил список покупок, при визите в магазин у полки с товаром напоминание сработало — и можно брать искомый продукт. А при клике рекламный монитор может отправлять данные в аналитический центр, где будет ранжироваться интерес к разным продуктам и акциям. Наладив взаимодействие рекламы с устройствами потребителей, можно вырастить и трафик, и эффективность акций, и сделать более продвинутую аналитику. Это гораздо интереснее магазина без кассиров. И модернизация, опять же.

Американцы озабочены реформой мелкорозничной торговли в Москве

Мне во всем этом движении за чистоту и порядок видится только то, насколько мелкий бизнес бесправен перед инициативами чиновников. Видимо, кому-то очень нужно создать или расширить свой вендинговый бизнес на московских улицах. А то, что при этом лишатся работы тысячи людей, никого не интересует. А за мелкий бизнес и заступиться некому…

Опубликовано на портале unipack.ru

This entry was posted in Новости and tagged , , , , , . Bookmark the permalink. Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.

2 комментариев

  1. Александр
    Posted 28.03.2012 at 14:12 | Permalink

    Чаще всего, когда я слышу слово качество, моя рука тянулась бы к пистолету, если бы он у меня был.
    Как можно в условиях потребительского общества, с каким никаким выбором, употреблять это слово?
    Качество, как степень соответствия ожиданиям потребителя не может быть одним для многих. более того, в течение дня ожидания потребителя могут меняться.
    Качество, измеряемое спросом? Тогда первые места займут социально не поощряемые продукты.
    Качество, как безопасность потребления? То, что гипертонику благо, гипотонику — яд. А товары без знака запретим.
    Автор прав — знак качества — кретинизм! Лучше уж медаль по результатам дегустации. Но, кто поверит, что дегустатор не коррумпирован?
    Остается сарафанное радио, которое недаром вышло в лидеры доверенных источников информации. У меня есть людичье мнение для меня «Да» и люди «Нет» . У всех так

  2. Виктор Тамберг
    Posted 28.03.2012 at 15:31 | Permalink

    Потребительское качество — одно из больших белых пятен маркетинга и менеджмента.
    Потребитель выбирает лучший продукт для себя, но что значит «лучший»?
    тут нужно иметь модель восприятия продукта, чтобы с ее помощью прорабатывать аспекты продукта, говорящие о «качестве».
    а моделей то и нет практически. Все что есть — очень рационалистично и слабо связано с восприятием человека. А на такой основе «качество» сильно не улучшить. особенно когда мы говорим о качестве чего-то банального — растительного масла, например. А потребитель по прежнему хочет этого «качества». вот и начинаются пляски с бубном, придумывание «знаков качества», авось поможет.

Оставить комментарий

Your email is never published nor shared.

You may use these HTML tags and attributes <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика