Немного о нейромаркетинге

Журнал «Управление магазином» спросил меня давеча:  Насколько допустимым Вы находите использование нейромаркетинга в торговых зонах? Не есть ли это обман покупателя? Ведь часто какой-нибудь назойливый продавец, даже не догадываясь о существовании нейромаркетинга, продавая, например, нож для фигурного нарезания продуктов, описывает Вам гипотетическое удивление Ваших гостей, оценивших красоту нарезанных Вами салатов, нарядную скатерть, узоры которой могут совпадать с фигурной нарезкой продуктов и т.д. Не есть ли это то же воздействие на Ваше подсознание, что особая музыка вкупе с особым запахом, побуждающие к покупке чего-то?

На что я ответил как есть:

Определенно, в этой области царит хаос. Что такое нейромаркетинг – это отслеживание эмоциональных реакций человека на различные раздражители и создание некоторых гипотез на основании этого. Все. То есть это область привлечения внимания. В модели рекламного воздействия AIDA это относится к первой букве А (attention). Если учесть, что в психологии рекламы достаточно давно описан принцип привлечения внимания при помощи понятных и привлекательных образов (красивых женщин, радостных детей), то на долю нейромаркетинга выпадают крупицы этого, скажем какие-то элементы оформления или компоновки. Как можно увидеть, роль этого в общей схеме принятия решения настолько мала, что видится незначительной. Интерес к нейромаркетингу можно отнести только на счет двух факторов. Первый — популяризаторы этого направления, пытаясь заработать на наукоподобных теориях, раздувают из мухи слона, заявляя незначительный метод почти всемогущим. Второй — популярные средства медиа, которые падки на скандалы в духе «секретных излучателей КГБ», в роли жупела теперь используют нейромаркетинг.

Что же касается всевозможных игрищ с запахами, светом, обстановкой и т.п., то это есть другие области – сенсорный маркетинг и эргономика, к нейромаркетингу отношения не имеющие. Здесь тоже все не слава Богу: с одной стороны сделать комфортное пространство для покупок это хорошо, с другой стороны поведение сторонников аромамаркетинга больше напоминает поведение сектантов, нежели специалистов. Отзывы об ароматизации неоднозначны, а какой-либо аналитики нет (слова о росте продаж на 30% без учета специфики я аналитикой не считаю). Есть вполне адекватные и проверенные методы организации торгового пространства, описанные в литературе. Им можно и нужно следовать. А все прочее – лучше 10 раз подумать, чтобы не было хуже. Хуже конечно же вовсе не от того, что потребители «утратив волю» под воздействием хитрых методов начнут сметать все с прилавков, а совсем наоборот. Потому как логика потребителя сложнее жалких сказок нейромаркетологов о «подсознании» и «эмоциях».

Считать ли все это обманом? Разве что обманом заказчика, который никогда не получит обещанных «золотых гор». Впрочем, если кто-то хочет верить в чудо — это его личная проблема, опять таки не имеющая отношения к эффективности нейромаркетинга. Советую носить шапочку из фольги, говорят помогает от нейромаркетинга и нейромаркетологов.

This entry was posted in Психология and tagged , , , . Bookmark the permalink. Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.

7 комментариев

  1. Роман
    Posted 24.06.2010 at 15:25 | Permalink

    Вы сами говорите, что «в общем законченные отморозки от маркетинга. Авторитеты признаем с большим трудом, любим все критиковать, считаем традиционный маркетинговый подход — старым хламом, в основном бесполезным в реальной рыночной деятельности.» А чего тогда указываете на модель AIDA, когда после этого древнего хлама (модели) появилось еще минимум 15 новых моделей? Вы отрицаете любые инновационные подходы априори, ибо считаете себя вершиной совершенства и непогрешимыми практиками? В мире около 600 центров, изучающих и практикующих нейромаркетинг и они продолжают развиваться, несмотря на ваше негодование и крики «Ату его»!! А на недавнем и, заметьте, очередном Форуме в США по нейромаркетингу были даже 4 представителя из России — дураки наверное? Или вам завидно и просто нет желания развиваться и учить что-то новое? Мамонты умерли прежде всего потому, что не смогли приспособится к новым условиям — травы на всех не хватило…. Боитесь, что зелени не хватит на всех? Тогда продолжайте критиковать. Я все могу понять, но отрицать подсознание и эмоциональное первенство может только полный невежда. Чему Вы можете учить других, если сами не способны к обучению и развитию? Вы же не на телеге, надеюсь ездите, прогрессом пользуетесь, не в хижине живете? А чего так? Может и Земля для Вас все еще плоская?

  2. Виктор Тамберг
    Posted 24.06.2010 at 18:19 | Permalink

    А что, кто-то опроверг модель AIDA?
    Случаев, когда несколько умных людей развели на деньги огромное число лохов в истории было много.
    С нейромаркетингом та же ситуация. Вас тоже развели, расслабьтесь.

  3. Роман
    Posted 25.06.2010 at 12:50 | Permalink

    А разве телегу и лошадь кто-то опроверг? А разве «Копейка» не машина? И там и там цель одна — перемещение из точки в А в точку Б. Вот нас разводят автопроизводители — кондеры в машины ставят, серворули и т.д. Все быстро расслабились — нас разводят- ВСЕХ НА ТЕЛЕГИ И КОПЕЙКИ, ЛАДА КАЛИНА ЛУЧШИЙ ТРАНСПОРТ В МИРЕ. НЕ ПОДДАВАЙТЕСЬ РАЗВОДЯЩИМ ИЗ МЕРСЕДЕСОВ, ЛЕКСУСОВ и т.д. Будьте как все! Не высовывайтесь, даешь СССР!
    Подозреваю, что Вы социопат, уважаемый. Может стоит вылезти из удобной раковины и посмотреть на мир с высоты 21 века, а не кутаться в шкуры убитых животных — Вы не заметили, наверное, что есть более современные ткани и одежды из них. Удачи.

  4. K1
    Posted 25.06.2010 at 12:57 | Permalink

    Мда, похоже это был клинический случай нейромаркетинга 🙂

  5. Д3Е4
    Posted 25.06.2010 at 14:32 | Permalink

    Роман конечно тоже не подецки отжигает про 600 центров… Это все сказочки для детей в тихой и темной ночи… Ну Вы знаете: «Темной, темной ночью, в темном, темном городе……»
    Ацкий дьявол)))
    Реальных центров исследующих этот вопрос и занимающихся этим всерьез как минимум на порядок меньше.
    А вот совершенно очаровательный Тамберг в очередной раз проявляет свою некомпетентность в вопросах не связанных с его основной деятельностью :-))))
    Расслабьтесь и получайте удовольствие Виктор.
    Лучше чувствовать себя «нативным», чем чувствовать, что в какой-то момент тебя…, так? :-)))

  6. Виктор Тамберг
    Posted 25.06.2010 at 16:11 | Permalink

    эээээ….. Вы это о чем?

  7. Виктор Тамберг
    Posted 25.06.2010 at 16:11 | Permalink

    меня Роман зомбировал, прошу простить.

Оставить комментарий

Your email is never published nor shared.

You may use these HTML tags and attributes <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика