И.Адизес. Управление жизненным циклом корпорации.

К моей записи о типах руководителей я получил несколько комментариев о схожести с идеями Ицхака Адизеса. Что-то отрывками читал, но решил ознакомиться предметно, для чего зачитал книгу «Управление жизненным циклом корпорации». Тем более что и мы тоже об этой теме подумываем.
Очень сложно писать конкретно в таком общем и довольно абстрактном контексте, как бизнес. Но у Адизеса это получилось. Его концепция жизненного цикла описана просто превосходно, со всеми конкретными ошибками и проблемами на каждом из этапов. Чувствуется глубокое знание предмета и обилие материала. Эту часть книги надо читать каждому руководителю и предпринимателю без исключения. Польза — несомненна. Однако…

Далее все не так радужно. Менеджмент по большей части описательная дисциплина, и описано все очень хорошо. Но когда речь доходит до практических рекомендаций, то Адизес становится невнятным и неубедительным. Концептуального понимания внутренних сил, которые без должного управления ведут компанию к старению и смерти я не увидел. Понимание ситуации у Адизеса очень хорошее, опыт чувствуется. «Разные отделы компании находятся на разных этапах жизненного цикла». То есть имеют разную культуру, о чем мы говорили. Есть упоминания и об орг.культуре, и о том что она решает очень многое. Но конкретно в культуру Адизес не лезет.  В отрыве от контекста культуры и управления ей, рекомендации Адизеса поверхностны и однобоки. Все сводится к типам лидерства, но вовсе не факт, что лидер нужного типа осуществит все изменения нужного типа.

Отсюда, при правильном понимании ситуаций, с выводами Адизес наступает на стандартные грабли. По мере роста, компания дезинтегрируется, каждый отдел начинает работать «на себя». И вместо того, чтобы принять это как факт, использовать это, управлять этим, Адизес говорит об интеграции в том виде, который нереализуем на практике. Создается ощущение, что дальше кабинетов вице-президентов он просто не заходил. Я читал и постоянно натыкался на умные высказывания о важности внутреннего маркетинга и т.п. И все ждал — вот сейчас точно начнется. А не началось. Начав за здравие, Адизес закончил «за упокой», остановившись на миссии, видении, и прочей галиматье. Не, ну миссия и видение это хорошо, но только на них компанию не оздоровить. Оздоровление — многоуровневый процесс, требующий концептуального понимания принципов изменений на разных уровнях. Этого я не увидел вообще. Может плохо читал, конечно.

Тем не менее, даже при недостатках, это очень полезная книга, местами очень реалистичная, и что немаловажно — книга, способная изменить мировоззрение лиц, руководящих бизнесом.

This entry was posted in Рецензии and tagged , , , , , . Bookmark the permalink. Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.

2 комментариев

  1. Игорь Миронюк
    Posted 13.07.2010 at 11:34 | Permalink

    Гм-гм…В чем я безоговорочно согласен с Адизесом, так это в том, что исключительно 2 фактора определяют конкурентоспособность компании – гибкость (flexibility) и контролируемость (controllability). Именно обеспечение их в равных пропорциях дает компании почву для инноваций (flexibility) и их своевременного и эффективного внедрения (controllability), что и обеспечивает лидерство на рынке. Если доминирует flexibility – компания творит инновации ради инноваций, доминирует controllability – скатывается в непроходимую бюрократию. В чем согласен с Вами – при всей очевидности и доступности выведенных им формул, их крайне тяжело внедрить. Любая самая правильная организация будет люто и бЭшено сопротивляться. И в пресловутых 95% случаях сотрет менеджера-инноватора в порошок, поэтому большинство просто не рискует, вот и все. Больше того скажу – я уверен, что реально изменить компанию может только собственник с сильным видением и волей, ни один наемный менеджмент с кучей МБА и прочих гарвардов на это не способен. Максимум чего можно добиться – это какой то фейслифтинг, макияж – визаж. Кстати Адизес при каждом удобном случае сам заявляет, что все, о чем он говорит намного проще сказать вслух, чем внедрить, понимая сложность самой задачи эффективного управления. Спасибо за пост

  2. Виктор Тамберг
    Posted 13.07.2010 at 18:59 | Permalink

    прочитать — одно, понять — другое, начать внедрять — третье, а успешно внедрить — вообще четвертое…

Оставить комментарий

Your email is never published nor shared.

You may use these HTML tags and attributes <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика