Решил почитать на сон грядущий книгу о маркетинге территорий коллектива авторов при участии самого Филипа Котлера. Тем более что давеча где-то видел жутко позитивную рецензию. С первых же страниц начал недоумевать: маркетинг территорий преподносится как средство борьбы с европейским экономическим кризисом. Вообще-то явления немного разных порядков. Потом постоянно сталкивался с тем, что авторы путают маркетинг и брендинг территорий. . (поясняю: маркетинг — анализ территории с точки зрения инфраструктуры, населения, конкурентной среды и развитие ее, а брендинг — постановка огромной бронзовой задницы на площади и провозглашение города, как «родины жопы») . И эта путаница идет красной нитью по всей книге, портя впечатление от попыток ввести какие-то аналитические подходы. Последней каплей явилось упоминание исторической Родины (Эстонии) как лидера по привлечению инвестиций. Источник информации датирован 1996 годом. Тут уже я наконец смекнул что что-то не то. Не могут ученые мужи оперировать настолько старой информацией. И что я увидел в выходных данных? Первая редакция — ажно 1993 год. Переиздание — 1998 год. В 2005 ее наконец перевели на русский, попутно добавив «рюшечек». Долог оказался путь к читателю…
В общем, для 1993 года это была бомба. Для 1998 года — то что можно и нужно читать. Сейчас это наивная книжка с рассказами о городах. Впрочем, такие книги пишутся вовсе не для того, чтобы кого-то чему-то научить, а чтоб всевозможные вицэ-мэры по экономразвитию прониклись и позвали авторов что-то брендить-маркетить. И что в этой книге хорошего, так это то, что маркетинг (и брендинг) территорий показывается сложным многоэтапным и многоуровневым (хоть и бессистемным в целом) процессом. Только за одно это, чиновники, думающие о развитии территорий должны ее прочитать. А то когда все развитие заключается в приглашении Артемия Лебедева — это как-то слишком по деревенски. Но зачем читать ее маркетологам я не скажу. Сам не дочитал — стало скучно.