Клотер Рапай «Культурный код»

d180d0b0d0bfС подачи одной замечательной журналистки осилил книгу «Культурный код» Клотера Рапая с многообещающим подзаголовком «как мы живем, что покупаем и почему».
Резюме: какбе культурологическое недоисследование с элементами маразматичной болтовни автора.
Не смотря на мощное название (которое и разожгло мой нешуточный интерес), потуги исследовать культуры получились откровенно жалкими.
«Код» – я ожидал, что культуры будут разложены по полочкам, разделены на составные части и базовые блоки. Этого нет. Приводятся лишь культурные различия по ряду разрозненных элементов: секс, здоровье, работа и т.п.
Никакой внятной системы в тексте не обнаружено, не смотря на смелые заявки о прорыве и т.п.
Метод исследований также вяленький, судя по всему это была серия интервью у неясно какой выборки с достаточно произвольной авторской интерпретацией. Что в общем-то неудивительно, если ни объект исследований ни его цель не были четко сформулированы.
Так как с целями, объектами и методами такая каша, то и результат соответствующий- в чем-то оно все так, а в чем-то просто подгонка под нужный ответ. Кроме того, автор рассматривает только национальные культуры, (вдогонку смешивая их с культурами государственными и прочими). А это очень небольшая часть всех возможных культур и субкультур (общий список который обозначили мы, вывешен на нашем сайте в статьях).
Ну и забавно, когда культуру США берутся исследовать, как будто США это мононациональная страна. О какой именно американской культуре речь?
Что совсем добивает – так это упоминания лимбической системы и рептильного мозга. Какой нахрен рептильный мозг, когда речь о национальной культуре? Автор идиот.
И вообще я не понял, зачем российскому маркетолуху отдельные культурные различия французов и американцев. Пельмени чтоле американцам продавать? Зачем ее вообще в России издали? Не знаю. Хотя кто-то ее даже рекомендовал. Впрочем неудивительно, и не такое дерьмо хвалят.
В общем, я ее целиком ниасилил и вам не советую. Унылое говно.

This entry was posted in Рецензии and tagged , . Bookmark the permalink. Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.

7 комментариев

  1. Елена
    Posted 23.06.2009 at 17:00 | Permalink

    Привет, вам(обоим)!!!
    Увидев ваше фото, подумала, что захочу общаться с вами, мальчики.
    Но Ваш, господин Виктор Тамберг, убогий русский язык в его письменном приложении настолько разочаровал меня, что решила задать вопрос:
    как можно быть писателями(а тем более, мыслителями!) с таким скудным богажом грамматики русского языка??????????

  2. Виктор Тамберг
    Posted 26.06.2009 at 16:40 | Permalink

    «Багаж» пишется через «а»;)

  3. Анастасия Каташева
    Posted 06.07.2009 at 07:42 | Permalink

    Здравствуйте, господа!
    Я студенка специальности «Реклама», пишу диплом по теме «Эмоциональная составляющая речевых манипуляций политических технологий». Из темы можете понять какая у меня в голове каша..:) Не знаю за что хвататься.
    Но главное, не могу ничего найти вразумительного об эмоциях в рекламе. Попадаются либо учебники по психологии, либо книжки из серии «Реклама для чайников» где об эмоциях две строчки (типа, «эмоции играют важную роль в рекламе» а какую, как и в какой именно рекламе не понятно), либо книги по НЛП с примерами сомнительных исследований.
    Мне посоветовали посмотреть книгу Рапая, но натолкнувшись на Ваш комментарий, мне как-то расхотелось ее читать :) )
    Может посоветуете, что и где посмотреть по эмоциям и манипуляциям?

  4. Виктор Тамберг
    Posted 06.07.2009 at 19:14 | Permalink

    Здравствуйте, Анастасия,
    Тема сложная, даже не знаю что ответить по существу. В той же психологии нет не то, чтобы единой теории эмоций, нет даже четкого понимания той роли, которую эмоции играют в жизни…
    Я пытался в свое время разобраться, не очень получилось:)
    Как минимум, актуальны 3 теории эмоций — Биологическая (Анохин), Когнитивная (Арнольд), Информационная (Симонов). Это все можно скомбинировать, получится что-то цельное, но настолько сложное, что неясно, как это использовать в маркетинге. Неудивительно, что все что писано об эмоциях в рекламе — полная ерунда.
    Что касается политики и манипулирования, то могу посоветовать посмотреть вебинар по личностям и брендингу:
    http://newbranding.ru/pdf/brand-personality-2
    и статью про эмоционирование
    http://newbranding.ru/articles/emotioning-of-brand
    Политика и манипулирование в этой сфере — тема особая, мы ее в основном не трогали. Но что-то из прочитанного может пригодиться.
    Концептуально, о манипулировании в политике лучше Густава Ле Бона никто не писал, это классик, его книги в интернетах легко находятся.
    Еще есть здоровенная книга Кара-Мурзы «Манипулирование сознанием», но там в основном одни приемы, концептуального очень мало. Тоже есть бесплатно в сети, как мне кажется.
    Думаю, что для диплома этого всего хватит;) Удачи!

  5. Анастасия Каташева
    Posted 07.07.2009 at 06:59 | Permalink

    Спасибо!:) Приемы Кара-Мурзы уже читаю :) Но у меня совсем тяжелый случай.. Мне всю эту историю надо будет писать с точки зрения копирайтера.. (да, есть и такая специализация в Алтайском техническом университете ;) ))
    Еще раз огромное спасибо, за консультацию:))

  6. Владимир Другов
    Posted 27.08.2010 at 13:33 | Permalink

    Да, это не для «маркетолухов»
    Вообще книжки читать для того чтобы почитать не стоит, а эти ребята видать так и сделали. Ведь «каждый видит в книге ровно то, что может и хочет увидеть» , а если у тебя даже задачи нет — зачем читать? Книга написана попсово — это ее плюс и это ее минус. Но здесь важно понять заход автора. А это оригинальный заход на то как думать о таком неподъемной объекте как культура и как это можно привязывать к реальной деятельности.
    А если бы мы получили «культуры будут разложены по полочкам, разделены на составные части и базовые блоки» — ну и кто бы ее прочитал, а главное кто бы воспользовался? А так бери, читай — пойми идею и пользуйся.
    Для всех это мэйнстрим, а мы все орем «га…но»
    Возможно, там есть и завирательства, но попробуйте разложить нашу действительность хотя бы так и тогда можете кидаться какашками.
    Господин Волков и иностранные коллеги в фирменную библиотеку Школы управления Сколково (не путать с инноградом) абы чего не берут. Сейчас ее составляют книжки к must read.

  7. Виктор Тамберг
    Posted 27.08.2010 at 18:17 | Permalink

    Эта книжка — ни рыба ни мясо. Не обязательно писать что-то высоколобое, дабы раскрыть тему.
    Любое грамотное рассмотрение этнических или государственных культур может быть полезно. Но полезность этой книги минимальна. Сложно было написать что-то хуже.
    А ведь есть и этнометрия (попытки исследовать ментальности жителей разных стран) и данные по структуре потребления у разных групп. Здесь же — не попса, а профанация. Плюс смешанная с неуместными рассуждениями автора о лимбическом мозге. После этого бреда читать просто противно.
    Что касается Сколково — и без меня уже много чего сказали. Не Гарвард и не Оксфорд. Тем более не МТИ. И не получится.

Оставить комментарий

Your email is never published nor shared.

You may use these HTML tags and attributes <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика