Книга также неоднозначна (хотя никчемной я ее не назову).
Что положительного:
Много написано о работе с субкультурами, (что было означено и у меня в виде «ориентации на культурный фактор»). В этом аспекте автора мы категоричски поддерживаем.
Много примеров, пусть морально устаревших, но тем не менее любопытных.
Что отрицательного:
Как всегда, отсутствие четкой концепции и неразбериха в понятиях.
Автор говорит о «похищении бренда потребителем», но непонятно что имеется в виду, описаны 2 случая:
— бренд начинает «жить своей жизнью», то есть производит вовсе не тот эффект, на который рассчитывали. Такие случаи не редкость, если учесть отсутствие концепций и торжество интуиции. Интуиция иногда работает, но рациональное обоснование ее часто несоответствует. B чтобы развивать бренд, надо четко понимать что именно покупает потребитель а не двигать ту идею, которую потребитель не принял.
— бренд четко попадает в нужный культурный фактор, то есть становится частью субкультуры.
И что есть что — разумеется не указано, тогда как разница велика: первый пример полностью спонтанный, второй просчитанный. Нестыковка, на мой взгляд принцпиальная. Кроме того, я противник идеи, что бренд как-бы «живет» самостоятельно. В этом случае все непредсказуемо, потребитель поигрался и забыл. А что делать дальше — неизвестно. Потому, Mattel с Barbie действовала исключительно верно, судясь с художником, сделавшим из куклы лесбиянку и т.п. Впрочем, время пришло и от судебных споров отказались. Тоже правильно, общественные стереотипы изменились. Автор этого не понимает.
Ориентация на культурный фактор — размещение продуктабренда в соответствующих нишах, которое должно происходить, когда остальные возможности (ситуативные и ролевые модели) исчерпаны. Это далеко не панацея, не универсальное решение. Чтобы скрыть это, как всегда ряд вариантов просто замалчивается. А это уже обман.
Кроме того, достаточно много просто всякого бреда написано.
Резюмирую:
Как ни самонадеянно это звучит, читать имеет смысл после ознакомления с нашей концепцией развития рынкавыбора потребителя. Тогда, можно почерпнуть что-то полезное (я, кстати, почерпнул). Надо жестко фильтровать информацию.
Без этого — знания только усилят беспорядок в голове.
Воспринимать как истину в последней инстанции — ни в коем случае.