Технософия: автомобильный автопилот

Определенно, в области индивидуальных перемещений на расстояния по земле грядут серьезные перемены. Системы автопилота становятся все более интеллектуальными, тесты – успешнее. От внедрения автопилота в автомобилях в странах с качественными дорогами нас больше сдерживает психологическая неготовность людей отдаться автопилоту, чем иные причины.  Но автомобиль и процесс вождения – явления достаточно сложные и неоднозначные, так как здесь замешана противоречивая мотивация человека. С одной стороны лень (экономия) и гедонизм, стимулирующие введение неутомительного автопилотируемого перемещения, особенно на дальние дистанции, с другой стороны – доминирование, не позволяющее отдать управление автомобилем автоматике.

Впрочем, победа автопилота это дело ближайшего будущего: сначала автопилотирование будет доступно на отдельных моделях и отдельных магистралях, затем все дальше и больше. За автопилотированием появятся и другие мотивации – безопасность, новые виды комфорта. А за «удовольствием за рулем» останутся все старые «болезни», в первую очередь факторы риска, связанные с непредсказуемым человеческим проведением. Тем более, что цивилизованный мир все активнее наступает на сферы агрессивных доминантных проявлений, загоняя их в резервации и оставляя приемлемыми только декоративные варианты.  Поэтому, автомобили, на которых можно будет получать «удовольствие за рулем», скорее всего, останутся разве что в сфере спорта и развлечений, что уже произошло с транспортом на конной тяге. Едва ли этим «мамонтам» будет дан доступ на дороги общего пользования – к чему лишний хаос и человеческая непредсказуемость в среде, где трудятся автоматы? В этой схватке концепций мы ставим на роботов. Да и в сказке о Емеле, передвигавшемся лежа на печи нет ни слова об органах управления своим транспортом. Так что и загадочные архетипы на стороне автопилота.

Пока что, автопилотируемые автомобили повторяют обычные автомобили и по конструкции и по функционалу. Но внедрение автопилотируемых автомобилей изменит и сам автомобиль и автомобильную инфраструктуру. В принципе, можно уже начинать к этому готовиться. И попробовать представить – а во что, собственно, превратится сам автомобиль? Притом, внешний вид может быть и не претерпит серьезных изменений – аэродинамика есть аэродинамика. Разве что автомобили станут выше, чтобы можно было встать в полный рост. Но «начинка» станет радикально другой – изменится принцип использования. Автомобиль неизбежно превратится гибрид дома на колесах в миниатюре и салона бизнес-класса авиалайнера.

Определенно, интерьер должен быть тотально трансформируемым под нужды человека – водителю уже не будет нужды сидеть и напряженно всматриваться в дорогу. Да и водителя как такового уже не будет, как не будет и органов управления – зачем они нужны, когда отдельные команды можно подавать голосом, другие – через бортовой компьютер, а к прочим операциям система просто не будет допускать человека. В лучшем случае, переход на ручное управление будет доступен только для проселочных дорог с существенным ограничением скорости. На подобное ущемление «прав» автолюбителей власти легко пойдут, так как в этом есть существенный выигрыш с точки зрения безопасности дорожного движения и контроля. Лет через 5 или 10 мы увидим массированную PR-кампанию, посвященную тому, что главный виновник аварий – человек, и пора уступить место роботам…  А автопилотирование явно безопаснее непредсказуемых человеческих поступков на дороге.

Могут появиться вообще новые виды автомобилей – с тренажерным залом в миниатюре,  чтобы размять усталые мышцы, СПА-процедурами и т.п. Автомобили «для двоих» из аскетичных купе превратятся в «центры удовольствий» на колесах, а автомобили «для всей семьи» — в развлекательные комплексы. Люди в автомобиле смогут сидеть лицом друг к другу и общаться, спать, играть в игры, работать, бродить по интернету и т.п  Простор для дополнительных опций здесь огромен, что будет встречено на «ура» автоиндустрией. Кстати, развлекательную составляющую, дополнительные сервисы и трансформируемый салон уже можно начинать развивать прямо сейчас. Экраны в подголовниках в наше время больших экранов высокого разрешения – уже архаизм. В общем, основное отличие автомобилей переместится в область размера и обустройства салона.

Изменения коснуться и ходовой части. Скорее всего, прекратится соревнование мощности моторов – если избыточную мощность невозможно реализовать, зачем она нужна? Мощность будет зафиксирована на уровне «достаточная для передвижения». Надо предполагать, что на разных полосах дороги движение будет осуществляться с разной скоростью – кто-то захочет ехать быстрее, и это будет стоить дороже. Но дополнительные сотни лошадей, дающие секундный выигрыш при разгоне, будут бессмысленны. Еще одно изменение, и этим можно заниматься уже сейчас – сопутствующие сервисы. Процесс заправки или зарядки автомобиля должен быть автоматизирован и не требовать вмешательства человека. Вопрос оплаты через технологии NFC уже реализован, остальное – дело техники. Технологии быстрой зарядки (суперконденсаторы) уже есть, технологии беспроводной передачи энергии также имеются. Электродвигатели выдавят все прочие варианты, и о былом лидерстве двигателей внутреннего сгорания будут напоминать только гонки замысловатых авто и полигоны для энтузиастов.

Идентификация владельца автомобилем должна стать другой – ключ зажигания это уже архаизм даже в наше время. А идентификации по отпечаткам пальцев, которая уже присутствует у некоторых моделей, недостаточно. Впрочем, это дело уже настоящего времени. После создания комплексной системы идентификации и контроля, угоны могут исчезнуть как преступление. И это не вопрос победы «щита над мечом» – сложность оборудования для угона и затраты на последующую легализацию краденного при развитой системе контроля может банально превысить стоимость автомобиля как такового.  А развитие систем контроля и общей инфраструктуры, необходимой для внедрения автопилотирования – неизбежность.

В области инфраструктуры изменений будет, пожалуй, побольше.  Все окружение автомобиля – дорога, сервисы, другие автомобили, должны быть связаны в единую сеть. Потребуется система он-лайн анализа ситуации на дорогах на каждом светофоре и в каждой значимой точке дороги. С информированием всех GPS-систем автомобилей в зоне в режиме он-лайн. А это невозможно без продвинутой информационной системы. Но поскольку такая система будет создана (а в этом нет сомнений, тем более что технические возможности уже есть), ей смогут воспользоваться не только автовладельцы и власти, но и производители автомобилей (возможность получать он-лайн все данные об автомобиле позволит улучшить сервис) и провайдеры сопутствующих услуг. Дорожная полиция может в целом утратить смысл – нарушителей не будет, ведь роботы «законопослушны». А разделение движения по полосам, и платные услуги более быстрого передвижения позволит настолько автоматизировать дорожное движение, что практически избежать пробок даже при полной загрузке дорог.

Это касается не только легковых транспортных средств. Грузовой транспорт имеет все шансы стать полностью автопилотируемым и не требующим наличия человека (за исключением спецтранспорта, перевозок особо важных грузов и автомобилей муниципальных служб). Зачем нужен водитель грузовика, когда маршрут задан и отслеживается, а сам автомобиль доедет туда, куда необходимо? Соответственно, грузовой автомобиль станет больше походить на баржу, лишенную какого-либо подобия кабины. Впрочем, суровые и алчные профсоюзы могут воспрепятствовать этим грузовым роботам. Но это уже не вопрос технологий. Автопилотирование и соответствующая инфраструктура позволяет в конечном счете целые отрасли (сельское хозяйство или добывающую промышленность) сделать полностью автоматическими, не требующими вмешательства человека. А общественный транспорт, хоть и станет автопилотируемым, но от наличия человека «для контроля и порядка» пожалуй не избавится. Но это, наверное, не так и плохо – нужно же людям хоть  иногда где-то работать…

This entry was posted in Технософия and tagged , , , , . Bookmark the permalink. Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.

2 комментариев

  1. Igor Mironyuk
    Posted 08.08.2012 at 15:32 | Permalink

    Мне кажется борьбу с профсоюзами нужно начинать уже сейчас:) именно они больше всего будут сопротивляться внедрению всех этих чудес, ретарды.

  2. Виктор Тамберг
    Posted 08.08.2012 at 20:34 | Permalink

    Это уж как в Штатах получится. Сейчас профсоюзы у них реально стали паразитами, мешающими сделать хоть что-то для выхода из кризиса. Смогут побороть ли?

Оставить комментарий

Your email is never published nor shared.

You may use these HTML tags and attributes <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика