Технософия. Google glass

Идеи некоторых товаров и технологий «витают в воздухе», люди интуитивно начинают чего-то ожидать, эти желания улавливают изобретатели, предприниматели, и через некоторое время рынок видит новый продукт. Так произошло и с проектом очков дополненной реальности Google Project Glass – идея витала в воздухе. Но каков будет итоговый продукт и что его ждет?

На мой скептический взгляд, этот выстрел будет мимо цели. Вообще, глядя на продукты Google, напрашиваются очень интересные выводы о самой компании. Создается ощущение, что инновационность компании сыграла с ней недобрую шутку: уйдя в мир искусственного интеллекта, компания забыла об интеллекте естественном. В сфере искусственного интеллекта, равных Google, наверное, и нет. Но когда компания сталкивается с поведением людей и их не всегда понятной и логичной мотивацией, то успехов мы не видим. Блогосервис Blogspot , социальные сети Wave и Google plus, мобильный телефон Nexus one, облачный нетбук Google не взорвали рынок. Люди – не роботы, и их в Google понимают далеко не всегда. И пока что, развитие Project Glass подтверждает этот неприятный для компании Google тезис. Попытки интегрировать существующие сервисы Google в очки в чем-то любопытны, но с точки зрения потребительской мотивации, это мало интересно широкому кругу людей. Кроме того, для реализации этих задач уже есть достаточно привычные мобильные устройства – смартфоны. Дополненная реальность – нечто иное, нечто гораздо большее, чем проекция он-лайн сервисов на окружающее пространство. И это требует иного, концептуального подхода.

Итак, представим себе человека, который смотрит на мир через очки дополненной реальности. Что он хочет увидеть или узнать? Пришедшие сообщения? Расстояние до ближайшего McDonalds? Количество друзей он-лайн? Безусловно, это также может быть интересно, но это ничтожно малая часть того, что хочет человек от дополненной реальности. А хочет он– увидеть суть вещей, проникнуть в наблюдаемый объект глубже, чем то позволяет его естественная способность видеть. Он хочет увидеть больше, чем доступно его глазам без этого волшебного устройства.

Попытки заглянуть за видимую оболочку предметов и явлений, двигали научную и технологическую мысль веками. Человечество изобрело массу способов и технологий, позволяющих сделать это – от дефектоскопии твердого тела до сканирования живых существ. И очки дополненной реальности теперь позволяют свести воедино информацию, получаемую зрением и информацию, получаемую от исследовательских приборов. При помощи дополненной реальности, инженер может видеть одновременно и сам работающий механизм, и его схему, его дефекты и прочие данные, полученные от приборов. Хирург может делать операцию, и в реальном времени видеть картинку ультразвукового сканирования и показатели жизнедеятельности. Трудно даже сказать, в какой отрасли этот принцип не может быть применен – он будет полезен практически везде. Даже необученный продавец в магазине, оснащенный очками дополненной реальности сможет рассказать о товаре столько, что и академик не расскажет.

Второй аспект, частью которого являются очки дополненной реальности – способность увидеть мир чужими глазами, не отрываясь от собственной реальности. А это предполагает огромный выбор медиа-контента, и вообще способно изменить весь мир масс-медиа и интерактивных развлечений. И конечно же, не менее важна способность видеть мир глазами дистанционно управляемых устройств, как мирных (спасательные роботы и прочее), так и военных. Что подразумевает свой собственный рынок.

Но наверное самое интересное, если мы все же говорим не о промышленном или военном применении, а о частных пользователях, это иной уровень взаимодействия с другими людьми. Из всего окружающего пространства, другие люди нам интересны более всего: кто они, каков их соцальный статус, какова их позиция, каковы их мысли?

Человечество придумало тысячи способов как-либо заявить о себе окружающим при помощи одежды, аксессуаров, автомобилей и всего того, что могут увидеть другие люди и составить мнение об обладателе. И есть социальные сети, которые посвящены во многом самовыражению в социуме и попытках заявить о себе. И есть очки, которые в состоянии транслировать эту всю информацию в реальном времени и с наложением на окружающую действительность, то есть свести воедино желание людей знать больше об окружающих и ту информацию, которую эти окружающие предоставляют о себе. Представьте себе, что вы, идя по улице, автоматически видите имена аккаунтов, статусы, интересы, увлечения и сообщения встречающихся вам людей. И на ходу можете отправлять им свои сообщения, запросы о знакомстве и многое другое. Это уже похоже на сюжет из фантастического фильма. И данный функционал является ключевым для очков дополненной реальности. Стоит вспомнить и о социальном капитале, важность которого будет нарастать по мере развития информационного общества – именно социальный капитал явится основным знаком статуса в обществе нового типа. Как еще можно увидеть социальный капитал человека в «реале», если не через мобильные дисплеи? Именно это будет нужно людям, а не поиск ближайшего супермаркета.

Конечно, сразу же поднимается вопрос о том, что очки должны не только принимать и обрабатывать информацию, но и транслировать ее вовне, чтобы другие обладатели устройства дополненной реальности могли ее видеть. Но это вполне можно реализовать уже сегодня. Или же, можно снабдить очки дополнительным аксессуаром, который мог бы транслировать введенную в него информацию из аккаунтов социальных сетей. Нужны новые способы управления при помощи мимики, например.

Впрочем, потребительское использование – не единственное, очками дополненной реальности могут быть снабжены полиция и спецслужбы, ведь возможности сканирования лиц с выведением на монитор очков всех данных упростят работу органов охраны правопорядка. Другие люди интересны не только людям, но и государственным службам. Но это уже частности. Главное, что этот продукт должен быть разработан исходя из возможных запросов человека и организаций, а не для интеграции существующих сервисов, которые могут быть морально устаревшими. Но ничего из вышеперечисленного не было заявлено и даже предусмотрено людьми из Google…

Похоже, в Google воспринимают это чудо-устройство как способ развить свой не самый лучший проект социальной сети. И с таким подходом к самому устройству и интеграции его в существующую коммуникационную систему, в серьезный успех не верится. Может быть стоит забыть о собственных амбициях и обратиться к социальной сети номер 1 в мире, ведь там понимают потребителя все таки лучше? Ведь тогда Project Glass перевернет мир. Иначе это сделают совсем другие люди.

This entry was posted in Технософия and tagged , , , . Bookmark the permalink. Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.

Оставить комментарий

Your email is never published nor shared.

You may use these HTML tags and attributes <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика