Сергей Славинский уже писал о культовых продуктах: раз и два. Однако, на мой взгляд, он сильно перемудрил, смешав и инновации, и «дух эпохи» и «кризисы» и звезд шоу-бизнеса. Все гораздо проще и прозаичнее. Главная причина — культура (или субкультура не суть), в чем я согласен с ним полностью.
Продукт или бренд становится культовым в двух случаях: когда он сам создает свою культуру, или же когда он интегрируется в какую-либо новорожденную культуру, которую ждет период расцвета. Разумеется, это косвенно связано и с «духом времени», так как культуры являются его отражением. И даже с кризисами, в том смысле, что приведенные им периоды в качестве примеров были не просто кризисными, но что более важно — периодами смены общественной идеологии, то есть временем зарождения новых культур. Вроде бы все даже понятно.
Однако, я категорически несогласен с тем, что культовый продукт\бренд, подобный упомянутым можно осознанно создать. Причина в том, что планомерно и технологично создать новую культуру весьма затруднительно. Культура, в частности ее неформализованная, интуитивная часть, порождающая надстройку в виде ритуалов, артефактов и структуры потребления в том числе, практически не подлежит управлению. Это что касается существующей культуры. Создать же новую идеологию новой культуры просто невозможно. Неясны ни основа как таковая, ни то, какие идеи и ценности будут востребованы социумом. Кому из вменяемых людей могла бы прийти в голову идея что будет популярно такое извращение как культура эмо? Предсказать это невозможно. Да, компания Apple создала свою культуру. Но сколько на это ушло времени и балансирования на краю банкротства? Едва ли это было осознанным актом со стороны того же Джобса. Сколько было тех, кто пытался с аналогичной одержимостью сделать нечто подобное но потерпел поражение мы не знаем. Но явно, большинство не выиграло.
Кроме того, стоит учесть, что искусственное создание культуры требует в наше время настолько колоссальных инвестиций в медиа, что в принципе мало кому под силу. Что вместе с огромным риском сводит шансы создания новой культуры, а вместе с ней и культового продукта или бренда до нуля.
Есть вариант не создания новой культуры вокруг продукта, а интеграции продукта в нарождающуюся культуру или субкультуру. Но здесь опять те же грабли: невозможно предположить насколько популярной станет новая субкультура и как долго она проживет. И опять же немалые инвестиции в привлечение лидеров мнений, в медиа и т.п. А это нынче дорогие мероприятия.
Также, есть еще один неутешительный фактор: срок жизни субкультур стал достаточно короток. Это 3-5 лет, не более. Вместе со смертью субкультуры, может уйти из жизни и бренд\продукт. Или стать утилитарным. Или узконишевым. Стоит ли игра свеч — я не знаю. Я считаю, что нет. Гораздо проще использовать существующие культуры и субкультуры и работать с ними, не хватая звезд с неба, но обеспечивая себя стабильной лояльностью группы.А культовые продукты пусть создают энтузиасты. Все равно долго им не жить.
Да, еще один нюанс: культовые продукты создаются только в категории демонстрационных продуктов.
15 комментариев
Сразу вспомнилась субкультура байкеров и легендарный мотоцикл Харлей Девидсон. Мне кажется эта культура культивировалась намеренно и в общем то вполне успешно. Здесь наверное действительно мотоцикл объединил людей у которых в крови стремление к просторам путешествиям и приключениям. А вот строить культуру на пиве определенной марки или одежде от производителя помоему глупо, и выглядит это как что то искуственно насаждаемое.
А ещё один пример єто горбатый запорожэць или волга 1969 года випуска.
Да что там, пример моб телефона все объясняет.
А старинные монету тоже сюда относятся?
Для меня это зажигалка Zippo которую мне подарили.
Пиво — нет, потому что это не очевидно демонстрационный продукт. а одежда — запросто. «Маленькое черное платье» от Коко Шанель — культовый продукт. Кожаная «косуха», кеды «конверс» или ботинки «доктор Мартенс» — культовые продукты.
что олицетворяют кеды «конверс» или зажигалка «зиппо»?
21я Волга — однозначно. а вот с горбатым зиппером все не так однозначно)))
в какой-то мере. для коллекционеров, каждая известная монета — бренд. А особо редкие или дорогие — культовый бренд. Вот только аудитория мала и рынок специфичный.
Новые времена, новый брендинг — компьютерных и околокомпьютерных товаров.
Межпланетные путешествия… Наверно, это будет реально, но со временем. А это уже эпоха будущего.
Конечно, чтобы создать культуру — это надо многое знать, просто создать этого мало.
Кстати, вы поменяли фотографию, мне понравилась.
Думаю, создать культуру «с нуля» вообще невозможно. Слишком много факторов, большая часть которых неизвестна. Она сама как-то рождается. А потом уже можно к ней как-то присосаться.
За фото — спасибо)
А Nokia3110 чем не вариант?
Rostislavka, на Циппо кстати хоть пожизненную гарантию дают.