Культовые продукты

Сергей Славинский уже писал о культовых продуктах: раз и два. Однако, на мой взгляд, он сильно перемудрил, смешав и инновации, и «дух эпохи» и «кризисы» и звезд шоу-бизнеса. Все гораздо проще и прозаичнее. Главная причина — культура (или субкультура не суть), в чем я согласен с ним полностью.
Продукт или бренд становится культовым в двух случаях: когда он сам создает свою культуру, или же когда он интегрируется в какую-либо новорожденную культуру, которую ждет период расцвета. Разумеется, это косвенно связано и с «духом времени», так как культуры являются его отражением. И даже с кризисами, в том смысле, что приведенные им периоды в качестве примеров были не просто кризисными, но что более важно — периодами смены общественной идеологии, то есть временем зарождения новых культур. Вроде бы все даже понятно.
Однако, я категорически несогласен с тем, что культовый продукт\бренд, подобный упомянутым можно осознанно создать. Причина в том, что планомерно и технологично создать новую культуру весьма затруднительно. Культура, в частности ее неформализованная, интуитивная часть, порождающая надстройку в виде ритуалов, артефактов и структуры потребления в том числе, практически не подлежит управлению. Это что касается существующей культуры. Создать же новую идеологию новой культуры просто невозможно. Неясны ни основа как таковая, ни то, какие идеи и ценности будут востребованы социумом. Кому из вменяемых людей могла бы прийти в голову идея что будет популярно такое извращение как культура эмо? Предсказать это невозможно. Да, компания Apple создала свою культуру. Но сколько на это ушло времени и балансирования на краю банкротства? Едва ли это было осознанным актом со стороны того же Джобса. Сколько было тех, кто пытался с аналогичной одержимостью сделать нечто подобное но потерпел поражение мы не знаем. Но явно, большинство не выиграло.
Кроме того, стоит учесть, что искусственное создание культуры требует в наше время настолько колоссальных инвестиций в медиа, что в принципе мало кому под силу. Что вместе с огромным риском сводит шансы создания новой культуры, а вместе с ней и культового продукта или бренда до нуля.
Есть вариант не создания новой культуры вокруг продукта, а интеграции продукта в нарождающуюся культуру или субкультуру. Но здесь опять те же грабли: невозможно предположить насколько популярной станет новая субкультура и как долго она проживет. И опять же немалые инвестиции в привлечение лидеров мнений, в медиа и т.п. А это нынче дорогие мероприятия.
Также, есть еще один неутешительный фактор: срок жизни субкультур стал достаточно короток. Это 3-5 лет, не более. Вместе со смертью субкультуры, может уйти из жизни и бренд\продукт. Или стать утилитарным. Или узконишевым. Стоит ли игра свеч — я не знаю. Я считаю, что нет. Гораздо проще использовать существующие культуры и субкультуры и работать с ними, не хватая звезд с неба, но обеспечивая себя стабильной лояльностью группы.А культовые продукты пусть создают энтузиасты.  Все равно долго им не жить.

Да, еще один нюанс: культовые продукты создаются только в категории демонстрационных продуктов.

This entry was posted in Мысли and tagged , , , . Bookmark the permalink. Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.

15 комментариев

  1. Алексей
    Posted 07.12.2009 at 14:07 | Permalink

    Сразу вспомнилась субкультура байкеров и легендарный мотоцикл Харлей Девидсон. Мне кажется эта культура культивировалась намеренно и в общем то вполне успешно. Здесь наверное действительно мотоцикл объединил людей у которых в крови стремление к просторам путешествиям и приключениям. А вот строить культуру на пиве определенной марки или одежде от производителя помоему глупо, и выглядит это как что то искуственно насаждаемое.

  2. Posted 07.12.2009 at 20:29 | Permalink

    А ещё один пример єто горбатый запорожэць или волга 1969 года випуска.

  3. Posted 09.12.2009 at 15:35 | Permalink

    Да что там, пример моб телефона все объясняет.

  4. Posted 09.12.2009 at 23:12 | Permalink

    А старинные монету тоже сюда относятся?

  5. Rostislavka
    Posted 10.12.2009 at 20:27 | Permalink

    Для меня это зажигалка Zippo которую мне подарили.

  6. Виктор Тамберг
    Posted 11.12.2009 at 14:14 | Permalink

    Пиво — нет, потому что это не очевидно демонстрационный продукт. а одежда — запросто. «Маленькое черное платье» от Коко Шанель — культовый продукт. Кожаная «косуха», кеды «конверс» или ботинки «доктор Мартенс» — культовые продукты.

  7. Виктор Тамберг
    Posted 11.12.2009 at 14:15 | Permalink

    что олицетворяют кеды «конверс» или зажигалка «зиппо»?

  8. Виктор Тамберг
    Posted 11.12.2009 at 14:16 | Permalink

    21я Волга — однозначно. а вот с горбатым зиппером все не так однозначно)))

  9. Виктор Тамберг
    Posted 11.12.2009 at 14:17 | Permalink

    в какой-то мере. для коллекционеров, каждая известная монета — бренд. А особо редкие или дорогие — культовый бренд. Вот только аудитория мала и рынок специфичный.

  10. Kristina
    Posted 11.12.2009 at 15:01 | Permalink

    Новые времена, новый брендинг — компьютерных и околокомпьютерных товаров.

  11. Edya
    Posted 29.01.2010 at 09:14 | Permalink

    Межпланетные путешествия… Наверно, это будет реально, но со временем. А это уже эпоха будущего.

  12. YAroslava
    Posted 04.02.2010 at 08:47 | Permalink

    Конечно, чтобы создать культуру — это надо многое знать, просто создать этого мало.
    Кстати, вы поменяли фотографию, мне понравилась.

  13. Виктор Тамберг
    Posted 04.02.2010 at 16:05 | Permalink

    Думаю, создать культуру «с нуля» вообще невозможно. Слишком много факторов, большая часть которых неизвестна. Она сама как-то рождается. А потом уже можно к ней как-то присосаться.
    За фото — спасибо)

  14. Lianka
    Posted 21.03.2010 at 22:18 | Permalink

    А Nokia3110 чем не вариант?

  15. Posted 27.04.2010 at 22:46 | Permalink

    Rostislavka, на Циппо кстати хоть пожизненную гарантию дают.

Оставить комментарий

Your email is never published nor shared.

You may use these HTML tags and attributes <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика