Маркетинг 2010

Не так давно я злобно ругался по поводу «трендов в маркетинге» и тут на тебе — Деловой Петербург просит сказать о них, родимых. И как откажешь уважаемой прессе? Посему…

Итак, 2010 наступил и всем хочется знать, что же будет. Некоторые коллеги по цеху уже «подсуетились» и кормят читателей статьями типа «10 трендов брендинга», «главные тренды маркетинга-2010» и прочими информ-продуктами быстрого приготовления. Если отмести обычную менеджерскую словесную шелуху и тому подобное «стратегическое видение инновационной парадигмы», то четких направлений изменения нет. Очевидно лишь то, что ситуация изменяется и прошлые веяния морально устаревают.

  1. Продвижение в блогах и сетях себя не оправдало. Грамотно использовать сети не успели научиться, а время блогов и соц. сетей уже проходит. Вопреки мнению западных экспертов, у меня достаточно обоснованного скепсиса. Трафик и посещаемость блогов падает уже более года. С социальными сетями тоже не все хорошо. 2010 год будет на мой взгляд годом схлопывания т.н. Web 2.0. Крупные западные сети будут падать долго и постепенно, мелкие свернутся быстрее. Разговоры о волшебной эффективности работы в сетях и блогах будут продолжаться, но даже они должны стихнуть – сколько ж можно!
  2. Низкобюджетные ходы, т.н. «антикризисный» и «партизанский» маркетинг отработал свое. Да, падение остановлено, ситуация стабилизирована. Но малобюджетный маркетинг не дает достаточно импульса для развития, для конкурентной борьбы. Скоро в этом убедится большинство игроков. По данным нашего собственного исследования потребительской лояльности на рынке алкоголя, имиджевая составляющая брендов (именно она доносится медиа-рекламой а не дешевыми ходами) сильно ослабла. Соответственно, ослабевает и приверженность потребителей, ему становится более безразлично, что выбирать. Начинает выигрывать цена, что дополнительно снижает важность маркетинга.
  3. Говоря о важности маркетинга как такового: маркетинговая идеология пребывает в ступоре. Механистичный подход Котлера давно возбуждает только преподавателей ВУЗов, гуманистичный подход Година или Робертса, говорящий о том, что нужно быть «уникальным», вызывать «любовь» и положительные «эмоции» себя исчерпал. Что взамен? Пока ничего. Наш опыт говорит, что маркетинговые умы ан масс не в состоянии не только сгенерировать что-то новое, но даже понять необходимость изменений. Закономерно идет и снижение интереса управленцев к маркетингу, и особенно к брендингу. Тратить деньги на маразматичные воззвания уже не хочет никто, кроме отдельных оптимистов.

Что будет далее, куда двинется маркетинг? Я не знаю. Я бы хотел провозгласить начало эпохи «вдумчивого» маркетинга, но это требует слишком многого, и в первую очередь смены мышления  как самих маркетологов, так управленцев и владельцев бизнеса. А это, положа руку на сердце, утопия. Поэтому, скорее всего, никаких трендов 2010 не будет. Будет болото, топтание на месте, метание из стороны в сторону, попытки забраться на ель не уколов мягкого места и прочие «эффективные» действия. Удачи в Новом Году, коллеги!

Опубликовано (с купюрами;)) : Деловой Петербург.

This entry was posted in Мысли. Bookmark the permalink. Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.

11 комментариев

  1. Posted 12.01.2010 at 15:04 | Permalink

    1. Ви постійно в опозиції і в більшості випадків праві. Але не тут! Блогосфера і соціальні мережі тільки розвиваються. Невже Ви не чули про Social Media Revolution??? Британія — яскравий приклад країни, в якій витрати на Нові Медіа перевищили витрати на Традиційні

    2. Низькозатратний маркетинг доцільний лише для малого та середнього бізнесу. І буде доцільним завжди!

    3. Використали Вашу теорію для створення 2-ох українських брендів. Скоро презентуємо. Бобачимо, як запрацює ))

  2. Виктор Тамберг
    Posted 12.01.2010 at 22:24 | Permalink

    1. В Британии может и развивается, в России нет. И то я очень не уверен, что это действительно развитие а не разговоры. О революции говорить можно много. Где результаты?
    Хотя на Западе есть примеры и вирусных акций эффективных и социальных. У нас только говорят. Реклама в блогах так и не получилась. В социальных сетях тоже. Есть исключения.
    2. Партизанский маркетинг хорош, когда им занимаются настоящие специалисты. Мне понравилось то, что делал Костя Гаранин для Косогорова Самогона. Но на круг это все равно выходит недешево. Когда же просто тупо экономят — это ничем хорошим не заканчивается.
    3. Буду очень рад ознакомиться! Присылайте, если хотите — у себя вывешу!

  3. Автоновости
    Posted 14.01.2010 at 12:17 | Permalink

    Вот уже второй раз читаю прогноз на 2010 и во второй раз слышу о снижении интереса к блогам (первый раз это был прогноз западного гуру интернет-маркетинга, которому якобы можно доверять на основе 90 % реализации прогноза на 2009 год).
    Так вот, есть масса авторитетных и не очень, аргументированных и «спотолочных» противоположных мнений — что SMM в целом и блог-маркетинг в частности будут себя очень даже динамично чувствовать в 2010, особенно на постсоветском пространстве.
    Просто достаточно проанализировать тренды по отдельным соц. сетям и блогхостингам. Например, все ругают интерфейс и дизайн одноклассников и пророчат им средней скорости потерю популярности — этот тренд уже отмечен цифрами в 2009. Зато ВКонтакте просто манит рекламодателей 🙂 и, что интереснее для прогнозирования, манит пользователей. Ещё один трендик с которым и мне сейчас интересно стало разобраться — рост числа снгешных твиттерян… И это только пару самых крупных проектов. А если взять сообщества тематические разных вариаций — здесь также есть неудачники и локомотивы. И в целом насчёт блогосферы можно сказать, что наметился (только наметился) тренд повышения качества. То-есть блогеры и предприниматели понимают, что привлечь и удержать большую аудиторию можно высоким качеством. Например, в узкой нише seo-блогов многие жалуются на нехватку достойных блогов/изданий в рунете на эту тему — что одна и та же инфа просто рерайтится… И вот услышав потребность аудитории появляются пару новых (а значит ещё оригинальных и интересных — пока новые 🙂 более качественных источников.
    Короче много мыслей 🙂 Уже давно пора это сделать — завести дневничок про интернет-маркетинг, а то часто приходится упорядочивая инфу по проектам для себя описывать технологии и бизнес-процессы.
    Вирусный маркетинг, кстати, дется никуда не может — ведь это одно из древнейших социальных явлений. Если подходит к этому с позиций меметики, когнитивной психологии, истории, то видно что это самый мощный медиаканал. Просто, как Вы правильно заметили, успешность вирусного креатива зависит от креативного уровня вирусмейкера: в истории полно примеров — начиная от всем известного креатива Моисея и затем Павла и Никейского собора (разве религия это средний бизнес?:) и до последних столетий (форсированные мемы 20-го века и успешные посевы последних лет). Думаю Вы и сами можете привести кучу примеров. Другое дело, что настоящий вирусняк, как праивло, может позволить себе как раз крупный бизнес. Хотя, успешность здесь не столько в количестве доступных ресурсов, сколько опять же в стратегичности, глобальности мышления криэйтора — представьте себя на месте создателя идеи, которая захватит внимание миллионов людей и проживёт столетия. Не получается? Вот и большинство рекламодателей так ограниченно мыслят, что воспринимают медиавирус просто как рекламный трюк, модное приложение к стандартной рекламной кампании. А каков клиент, таково и агентство 🙂 С другой стороны, есть и клиенты и агентства, которые и могут и делают и будут делать настоящий вирусный креатив. Конечно, в первую очередь это такие клиенты как правительства в лице спецслужб, а агентства такие которые отвечают за пиар и имидж. И во вторую очередь — успешные тнк и креативные сетевые агентства.
    Или я что-то не так понимаю? 🙂

  4. Виктор Тамберг
    Posted 14.01.2010 at 12:55 | Permalink

    По поводу SMM и BM (blog marketing) все очень субъективно. Сомневаюсь, что кто-то знает, куда двигаться. А позитивный настрой поддерживают «от отчаяния» по этому поводу. С одной стороны это должно развиваться, кто бы спорил. С другой стороны все очень стихийно. На что уж сеть MySpace была лидером, а где она сейчас? говорят что на Facebook приходят пенсионеры. Это опять же говорит что фейсбук стал мейнстримом с тенденцией к падению. Новаторская молодежь или уже покинула или покинет скоро эту площадку. И интерес к вконтакте рекламодателей может говорить только о мейнстриме и попытках найти новые каналы рекламы. Обломаются — уйдут. А обломаться должны. Хотя сейчас все это цветет. В общем, посмотрим. В любом случае, блоги и сети площадка интересная. Использовать ее пока не научились. вот в чем проблема.

    по вирусам — согласен. но я все таки говорил не о западных вирусах, в которые вкладывают серьезные деньги, и которые создают профи, а о доморощенном подходе — вот вам 100 рублей, сделайте чтобы о нас знала вся страна. Всеж таки в России и СНГ работаем, у нас тут «особый» маркетинг…
    А к вирусному маркетингу как таковому я отношусь вполне серьезно и не склонен преуменьшать его возможный эффект. Вот, если интересно: http://newbranding.ru/obzory/avatar-virus

  5. Posted 15.01.2010 at 11:55 | Permalink

    Сегодня получил свежое письмо ашмановской рассылки, и вот что пишут в буржуйнете насчёт социальных медиа в 2010:
    Появятся новые способы получать ссылки из социальных сетей. Особенно много внимания будет уделяться Twitter. Гаррет Френч считает, что после выкладывание Google поисковой технологии Caffeine ссылки из источников real-time контента станут особенно ценными.
    Публиковать свои статьи на специальных сайтах для публикации статей становится всё менее полезно. Придётся заводить контакты с журналистами, блоггерами, владельцами порталов, которые будут публиковать ваш контент.
    популярность приобретет новый вид каталогов — «how-to guides», пошаговые руководства («путеводители») по решению неких стандартных вопросов. Например, «руководство по ремонту», «гид по свадьбе», и т.д. Это гибрид контентной энциклопедии и справочника по организациям, организованный как единый тематический портал
    Будет появляться всё больше онлайн-игр с локальным компонентом
    Продолжится «социализация» поиска: в выдаче будут появляться результаты «в реальном времени» из Twitter
    Бренды будут продолжать использовать социальные сети для имиджевого продвижения (создавать группы в Facebook и др. сервисах, собирать поклонников), при этом те, кто уже экспериментировал в этой области, займутся более точным вычислением эффективности
    В составе интернет-аудитории станет заметен и значим новый сегмент – «старше 55». Продавцам и рекламщикам пора искать подходы к таким пользователям

  6. Виктор Тамберг
    Posted 15.01.2010 at 14:43 | Permalink

    так я не буду спорить. это все МОЖЕТ быть.
    но это возможные тренды развития интернета, а не тренды развития интернет-маркетинга.

  7. Apolya
    Posted 19.01.2010 at 21:57 | Permalink

    Не думаю що все на стільки погано як описує автор в цій статті…

  8. Виктор Тамберг
    Posted 19.01.2010 at 23:57 | Permalink

    я уже сам себе не верю))))
    подождем год-два.

  9. dimokkk
    Posted 12.03.2010 at 22:07 | Permalink

    Отсюда вывод: все в сеть? И там оставайтесь ))
    По мне, так блог маркетинг в инете и половины своего потенциала не реализовал, все еще впереди

  10. Виктор Тамберг
    Posted 15.03.2010 at 14:34 | Permalink

    разумеется. но когда реализует? этого мы не знаем. технологии AI пока не располагают.

  11. Leontiya
    Posted 21.03.2010 at 19:43 | Permalink

    Я думаю маркетинг не когда не помрёт. Это очень полезная вещь

Оставить комментарий

Your email is never published nor shared.

You may use these HTML tags and attributes <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика