В рецензии Репьева на книгу Левитаса «Больше денег от вашего бизнеса» столкнулся с мнением (из письма), которое давно зрело у самого: «Побывав на семинарах Левитаса я был просто шокирован — людям объясняют ПРОПИСНЫЕ ИСТИНЫ и они это СЛЫШАТ ВПЕРВЫЕ! Большая часть людей на семинаре действительно впервые слышала множество того, что описано даже у Котлера, не говоря уже о каких-то иных авторах! И они действительно считают это новостью, и действительно готовы платить за это, и платить немало!» Для меня это с одной стороны было очевидно, и в то же время, я не мог найти этому какого-либо внятного объяснения. Теперь нашел.
Маркетинг пришел в Россию в начале 90-х. Не было какого-либо образования, было скудно с книгами, а знания были нужны. И маркетологи первого поколения рыли информацию где только можно и нельзя, поедали ее в немыслимых количествах. Был определенный комплекс неполноценности перед западными коллегами, было стыдно что-то не знать. Время шло, лишние люди отсеялись, но остались такие зубры с таким феноменальным багажом знаний, которые поверхностные тексты за маркетинг не принимают в принципе. Все эти «рецепты успеха» вместе с большим багажом знаний засели уже в подсознании, и в голову не приходит мысли о том, что это можно не знать. Я себя кстати к таковым «зубрам» не отношу, ибо пришел в маркетинг значительно позже — к концу 90-х, и тягаться с мэтрами не возьмусь. Тем не менее, подход «лишних знаний не бывает» также разделяю. И также не понимаю — а как на неких «фишечках» можно зарабатывать. Недостойно же о таком рассказывать, как о прорыве или панацее.
Но времена изменились. Пришла какая-то система образования, пришло новое поколение и все изменилось. Сама система верхнего маркетингового образования вещь забавная, один только список вопросов к гос.экзаменам уже доставляет. Выглядит как подготовка академиков;). Хотя направления разрозненны, но не в этом суть. Суть в том, что нет ничего практического, а есть только набор каких-то теорий, зачастую ложных и во многом лишних и ненужных. Выпускник выходит на рынок труда с одной стороны перегруженный инфой, с другой — не умея что-либо делать и не понимая — а что, собсно, делать надо. При этом, сама система официального верхнего образования «убивает» идею самообразования. Человек начинает считать что теорию то уж он знает, остальное — какие-то нюансы и практика. А учат изначально не тому и не так. В маркетинге обучение в принципе не должно быть оторвано от практической деятельности. А когда за обучение берутся люди, вообще без опыта в маркетинге и бизнесе — видим то, что видим. Выпускников, которые считают, что знают теорию (ее же 5 лет долбили, как не знать), но по факту их головы набиты сведениями, никак не связанными с реальной жизнью и работой. Повидал таковых предостаточно (есть и удачные исключения из правил, естественно).
Первыми эту тему просек Игорь Манн, вот уж точно маркетолог от Бога. По сути, Манн — маркетолог старого поколения, с большим багажом и теории и практики. Но как маркетолог он увидел как на этом можно зарабатывать. И стал выдавать «прикольные фишки», которые «работают». Другие «зубры» в недоумении — а как это вообще можно продавать, это же поверхностно и вообще каждый должен знать. А Манн знай себе купоны стрижет, пользуясь тем, что новое поколение маркетологов — совсем не такое, как старое, и что характерно — очевидного как раз и не знает. Потому и отношение к нему неоднозначное: «по замашкам вроде фраер, но не фраер это точно». Левитас такого интереса все таки не вызывает, как специалист по маркетингу он слаб. Кстати, пользуясь случаем, хочу пропеарить ЖЖ-юзера gelevera и его рецензию на пресловутую «книгу» Игоря Манна, которую оный продавал ажно за 9900 рублей.
Так вот, возвращаясь к нашим баранам. Произошел разрыв поколений в маркетинге. Чисто российский (или СНГшный феномен). И что делать с этим «новым» поколением маркетологов, которое не думает, а ищет примитивные «рецепты успеха» я не знаю. Может их все таки жизнь научит?
3 комментариев
Интересный пост о маркетинговом образовании. Действительно актуальный взгляд о маркетологах, о поколениях и о том, что у нас нет единого проф пространства в маркетинге, а межпоколенческие разрывы в стиле «рак, лебедь, щука и телега».
А не связано ли это банально с концентрацией экономики в 2-3 городах. Это к вопросу о маркетинге за МКАДом?
Звезды выросли в «развитом рынке», а остальные растут и мигрируют из недоразвитых (от инфраструктуры, до сетевых крупных игроков)?
У нас в Самаре некоторые «звезды» считают подход SoHo (без офиса, вне офиса) или Skype неким прорывом (ну по крайней мере заявляют)? Тоже думаешь они о чем? 😉
И я бы еще отметил у New дженерейшен маркетологов слабые навыки поиска и мониторинга информации + отсутствие навыков чтения как таковых.
С экономикой это тоже связано и прямо и косвенно. Низкий уровень самого бизнеса в провинции, как следствие непонимание роли маркетинга — оно меняется очень медленно. и рыночные механизмы здесь не в пользу местного бизнеса — москвичи приходят и всех душат. С другой то стороны и выбирать маркетологов не из кого особо. низкая квалификация местных кадров, а на приглашенных спецов просто нет денег.
В общем, ничего и не поделаешь, только время и горький опыт все постепенно выправят.
И конкуренция! 😉