Главная новость прошлых недель и главная маркетинговая интрига- умные часы Apple. Впрочем, насколько эти «умные часы» умны, можно спорить, но не о том речь. Компания пытается создать новый рынок, рынок высокотехнологичных украшений. Шутка ли: устройство в золотом корпусе за 10 000 долларов? Вот о новом типе luxury и хочется немного подумать. Удастся ли протоптать новую дорожку на вдоль и поперек исхоженном рынке люксовых товаров?
Давайте взглянем концептуально: зачем вообще люди покупают сверхдорогие, и зачастую не очень функциональные товары и услуги? Набор вариантов здесь небогат. Во-первых, это коллекционирование. Часы, драгоценности, вина, картины – цены на все это могут быть умопомрачительны и это немалый пласт рынка luxury в силу интереса коллекционеров. Но в случае «умных» часов это все неактуально – коллекционировать пока что нечего. А как оно сложится через десять лет нам пока знать не дано.И строить стратегию исходя из перспективы в десятки лет в наше время несколько абсурдно.
Во вторых, luxury это и инвестиции. Многие люксовые товары не теряют в цене со временем, а наоборот, растут. Люкс это «вечные ценности». Однако, очевидно, что Apple Watch – не тот случай. Слишком уж быстро морально устареет техническая начинка. Но это на поверхности, а глубже лежат уже психология и социология.
В третьих, это чистый гедонизм, удовольствие, принципиально далекое от полезного функционала, что 100 лет назад блестяще сформулировал Торстен Веблен в своей «Теории праздного класса». Люксовые продукты принципиально не должны иметь отношения к производительному труду, это прекрасные, приятные, но вопиюще необязательные для жизни товары и услуги. А «умные» часы это все-таки рабочий инструмент, «помощник». В данном контексте что-то вроде золотой лопаты. Нелепица.
В четвертых, это демонстрация статуса, в просторечии «понты». Но и здесь все не так просто, как может показаться. В цивилизованном обществе, «статус» это не золотая цепь в килограмм и не все «самое-самое». Символы статуса по своему логичны: это история, репутация и мнения авторитетных персон, связанные с тем, о чем я сказал выше – редкость, инвестиционность, гедонизм. Без этой мифологической «нагрузки», «статус элиты» становится «понтами нувориша». А с мнением авторитетов здесь никак.
Конечно, золотые смарт-часы пойдут «на ура» среди чернокожих рэперов и арабских шейхов. Их наденут «иконы стиля» масс-маркета вроде Пэрис Хилтон и конечно же, российские крупные чиновники. Но станут ли Apple Watch настоящим люксовым товаром, создадут ли новый рынок? Вопрос. В общем, Стив Джобс такого не одобрил бы. Ведь у него был вкус.
И напомню о моем видении функционала умных часов