Будущее — банковская сфера

money

Проскочило любопытное мнение: банковский бизнес ждет кризис, почти все банки закроются или уйдут в интернеты, в которых Яндекс будет все решать. Мнение на мой взгляд, достаточно наивное, особенно для «интернет-эксперта». Какой-такой Яндекс-директ будет решать? Мы понятия не имеем, каким будет интернет лет через 10-20, во что превратится Яндекс и уж тем более, в каком виде будет существовать он-лайн реклама и останется ли вообще такое понятие. В одном Клименко точно прав – век бумажных денег заканчивается. А в остальном… Впрочем, помечтать о будущем банковской сферы довольно интересно.

Корпоративный банкинг вряд ли существенно изменится, разве что изменится документооборот и некоторые аспекты сервиса. Основные изменения будут в сфере потребительского банкинга. Грядет изменения структуры услуг и самого рынка. Конечно, я говорю не о нашей стране, с нашим неэффективным управлением, нестабильностью и прочими скрепами, народ будет по прежнему держать дома мешки с кэшем. А вот «цивилизованный» мир увидит другую банковскую систему.

И одним из главных трендов будущего, как мне кажется, явится выпуск собственных денег крупными корпорациями. И это будут не квазиденьги, типа электронных кошельков, привязанных к той или иной официальной валюте. Это будут вполне самостоятельные платежные средства. И это вопрос даже не сколько экономический, сколько вопрос мотивации  как таковой. Люди, группы, компании, прочие субъекты всегда стремятся к росту и экспансии. Стремление к росту и экспансии неизбежно приведет такие компании как Google, Microsoft, Apple, Amazon и схожие, к созданию собственных платежных систем, а в дальнейшем – и к собственным деньгам. Это расширяет сферу влияния, и никто в здравом уме не будет останавливаться на полпути к тотальному господству в отдельно взятой части жизненного пространства. Пример BitCoin показывает, что «другие деньги», эмитированные не государством –это возможно. А это перестроит весь банковский бизнес.

Частично отсюда, частично из развития коммуникации и дополненной реальности, растет и второй тренд. Успех банковских брендов будет определяться развитием инфраструктуры конкретных банков. Впрочем, этот фактор уже давно актуален, но меняется мир и меняется инфраструктура – от терминалов, филиалов и точек продаж, банковская инфраструктура перейдет к плотной сети микро-терминалов, виртуальных точек контакта и электронных маркеров. Платежи с телефона через NFC это только начало. Чуть ли не каждый товар или услуга окажется связан с каким-либо банковским продуктом (а может быть и не одним). Все это будет отображаться в системе дополненной реальности. Страшно подумать, какой зоопарк рекламы там будет на первых порах.

Количество банковских продуктов будет расти, количество точек контакта банка и клиента – тоже, если сюда добавить и рост вариантов платежных средств, то банковской отрасли предстоит выйти на другой уровень сложности, с более продвинутым маркетингом и принципиально более сложной инфраструктурой привлечения клиентов и контактов с ними. Изменятся и принципы идентификации, они должны стать более многообразными, ситуативными и комбинированными (телефон + сетчатка или вшитый чип + рисунок сосудов руки). А о том, как использовать в банковском секторе очки дополненной реальности, надо думать уже сейчас, притом использование этих устройств актуально как для операционистов, так и для новых видов рекламы банковских услуг.

Так что не стоит увольнять операционисток и закрывать банки, я считаю что в этой области занятость как раз наоборот, вырастет. Как минимум за счет роста числа аналитиков, сотрудников сервиса и тех.поддержки. И как развивающийся рынок, банковская сфера не ограничится пятеркой крупных банков, всегда останется место для игроков поменьше, которые будут осваивать ниши, пока что не существующие – работа с посетителями секс-шопов или работа в ночных клубах, например. Изменение инфраструктуры и структуры услуг приведет к переделу рынка и лидерами здесь могут стать вовсе не привычные банковские бренды, а компании, наиболее шустрые в работе с клиентурой и обладающие широкой сетью точек продаж – те же сотовые операторы, например.

Пожалуй изменится и само понятие кошелька, как хранилища денежных средств. Карта – уже не очень удобно, телефон – все таки хлопотно и рискованно. Мне кажется, хранилище денег сначала уйдет в носимые на теле устройства (от часов до электронных украшений – колец, кулонов), а в дальнейшем уйдет «под кожу», превратясь в имплантируемые чипы. Так что какой тут «Яндекс-директ»…

This entry was posted in Технософия and tagged , , , . Bookmark the permalink. Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.

Оставить комментарий

Your email is never published nor shared.

You may use these HTML tags and attributes <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика