Антикризисные истории: Odwalla

Как известно, переменчивая Фортуна может повернуться как лицом, так и менее симпатичным местом. Соковая компания Odwalla из Калифорнии, пережила оба этих случая. Началось все в 1980-м, когда трое 25-летних американцев – Джордж Стэлтенпол, Джерри Перси и Бонни Бассет решили задуматься о том, как бы заработать денег без крупных капиталовложений. Идея пришла достаточно быстро – продавать свежевыжатый сок. Бизнес начался с секон-хенд соковыжималки за 225 долларов и микроавтобуса Фольксваген «лохматого» 1968 года. Первыми клиентами стали окрестные рестораны города Санта Круз, куда апельсиновый сок (единственный в ассортименте) доставлялся на упомянутом драндулете.
Успех был быстрым: в 1985, компания уже охватила всю Калифорнию, в 1988 уже вышла на рынки других штатов, к 1993 году, соки Odwalla доминировали на рынке Калифорнии, компания владела парком из 35 грузовиков, число работников достигало 200 человек, а сок 20 видов продавался в более чем 1400 точках, принося в год 13 млн долларов оборота. Темпы роста не имели тенденций к снижению: в планах 1996 года было достижение 4000 точек продаж и почти 60 млн. долларов оборота. Но в октябре 1996 произошло событие, внезапно поставившее компанию на грань выживания.
Возможно, причиной было нарушение техпроцесса, возможно – некачественные поставки сырья, но от кишечной палочки в октябре 1996 года, погибает ребенок, и 60 человек оказываются в больнице. Причина – употребление яблочного сока Odwalla. Начинается паника – акции сразу же падают на 40%, потребители отказываются от свежевыжатых соков. К концу 1996, продажи соков Odwalla падают на 90%. Процветающая компания фиксирует убытки в 11,3 млн. долларов и вынуждена увольнять работников. Не смотря на то, что за 5 лет, от отравления свежими соками пострадали всего 447 человек (1 случай смертельный), производителей обязывают клеить предупреждения об опасности продукции для здоровья. Общая сумма исков к компании подбирается к 40 млн. долларов.
Реакция Odwalla была быстрой и эффективной: компания переориентируется на пастеризованные соки и выводит на рынок целый ряд новинок здорового питания: соки в смеси со злаками и орехами, которые можно употреблять как полноценную еду, новые вкусы напитков, новую упаковку и даже выпускает твердую пищу – питательные батончики. Уже в 3 квартале 1998 года, Odwalla возвращается к прибыли, декларируя 140 тыс. долларов, в противовес почти 2 млн убытков за аналогичный период прошлого года. Тренд заботы потребителей о своем здоровье и экологии не остался незамеченным: компания проводит массированную PR-компанию в поддержку «зеленых» идея, переводя почти все свои грузовики с бензина на природный газ. И к 1999 году полностью оправляется от удара судьбы, достигнув докризисного объема продаж – 60 млн. долларов.
Опубликовано: Деловой Петербург; dp.ru

This entry was posted in Бизнес-истории and tagged . Bookmark the permalink. Comments are closed, but you can leave a trackback: Trackback URL.

2 комментариев

  1. Posted 20.07.2013 at 16:56 | Permalink

    VM — предприятие по изготовлению натурального косметического мыла ручной работы.

  2. Posted 14.05.2014 at 23:38 | Permalink

    Продажа и доставка бетона в Москве и Московской области

Яндекс.Метрика