Дополненная реальность и маркетинг

Дополненная реальность – термин, описывающий наложение объектов виртуального мира на мир реальный. Дополненная реальность позволяет получить и сопоставить с реально существующим объектом информацию об этом объекте, которая недоступна нашим органам чувств при непосредственном восприятии объекта. Однако, на мой взгляд, вопрос «как это работает в маркетинге и рекламе» пока что преждевременный. По большому счету, дополненная реальность еще не внедрилась в наш мир – нет носителей, позволяющих воспринимать эту дополненную реальность. Реальность воспринимается в режиме он-лайн, а это позволяют делать устройства, которые только разрабатываются – нашумевшие очки от компании Google, например. Все, что мы имеем сейчас – QR-коды или прочие разработки схожего назначения можно считать детскими играми в дополненную реальность. Безусловно, эти вещи сейчас в тренде, этим можно объяснить их распространение. Но считывание QR-кода при помощи мобильного телефона требует слишком много трудозатрат, а значит неудобно для потребителя. А потребитель будет избегать неудобства (представьте, сколько нужно проделать операций, чтобы считать QR-коды хотя бы со 100 товаров в супермаркете). Потому, пока восприятие при помощи зрения решает. Однако, когда носимые дисплеи будут позволять считывать информацию в реальном времени и накладывать информацию на окружающую действительность – все будет иначе.

Представьте, в реальном времени вы можете видеть информацию обо всех возможных заведениях в незнакомом городе, или о всех товарах в супермаркете, мимо полок с которыми вы проходите. А продавец может в также в режиме реального времени получать подробную информацию о товаре. Однако, если исключить такие достаточно специфичные сферы реальности как нахождение в супермаркете или поиск ближайшего неплохого ресторана или музея (здесь дополненная реальность будет очень кстати), то я лично не вижу многих перспектив для дополненной реальности в широком смысле. Достаточно вообразить, что вы идете по улице и на каждую увиденную рекламу у вас будет всплывать информация или того хуже – открываться веб-сайты. От такой «дополненной реальности» недалеко до психиатрических проблем. Потому, мне видится, что для рекламы здесь простора немного – основная масса рекламной информация в мире дополненной реальности будет блокироваться пользователями. Останутся только случаи, когда человек реально заинтересован в информации о продукте, а такое встречается не так и часто. Это сейчас люди сканируют QR-коды потому, что это «прикольно». Скоро это пройдет.

В общем, дополненная реальность, то есть та ее часть, которая может быть интересна маркетингово-рекламной индустрии, будет развиваться только в узких направлениях, когда человек реально заинтересован в информации о том или ином объекте окружающего пространства. Промоутер может с помощью дополненной реальности правильно отвечать на вопросы или информировать потребителя, сам потребитель может глубже узнавать заинтересовавший товар, заведения сферы услуг просто обязаны учитывать дополненную реальность в своем продвижении,  и т.п.  Возможно, социальный маркетинг активно расцветет в пространстве дополненной реальности. Но революции в маркетинге это не произведет. Слишком уж узкая это вещь, если мы говорим о подстройке под реальные интересы потребителя (а если что-то неинтересно, эта информация будет блокироваться, иначе эта «дополненная реальность» не нужна в таком виде). Собирать информацию о поведении потребителя при помощи дополненной реальности мне также видится сомнительной затеей – скандалы с несанкционированным сбором информации Google и Аpple показывают, что подобное вмешательство в жизнь мало кого радует. А что люди по своей воле захотят смотреть рекламу, которую можно не смотреть — так вообще утопия.

Гораздо больший интерес, на мой взгляд представляет дополненная виртуальность – термин, обратный «дополненной реальности» и описывающий наложение объектов реального мира на виртуальную сферу. По мере развития информационных технологий, люди все больше времени будут проводить, работая в информационной среде. Которая, в свою очередь,  достаточно быстро обзаведется трехмерными виртуальными интерфейсами, своего рода мирами. И вот в эти «миры» можно достаточно таргетированно внедрять рекламную информацию любого плана. А развитие технологий искусственного интеллекта только дополнительно разовьют технологии таргетинга рекламы. В принципе, эта идея не нова, прецеденты размещения рекламы в компьютерных играх известны уже несколько лет. Но развитие  дополненной виртуальности может всерьез изменить весь рынок он-лайн рекламы. А так как и реклама и медиа-ресурсы все больше уходят в он-лайн, то я за этим вижу большое будущее. Во всяком случае, перспектив здесь больше. И мне кажется, что рекомендации здесь излишни – принципы будут понятны интуитивно, и когда дополненная виртуальность плотно войдет в нашу жизнь, мы все поймем и увидим без подсказок.

Комментарий для журнала «Рекламодатель»

This entry was posted in Технософия and tagged . Bookmark the permalink. Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.

2 комментариев

  1. Igor Mironyuk
    Posted 20.06.2012 at 18:11 | Permalink

    Согласен с озвученной сомнительностью использования AR для бренд и других коммуникаций..сложно и интуитивно непонятно. Нет гарантии, что применение AR даст ответы на возникающие у потребителя вопросы. AR увеличивает информационный перегруз, это тоже барьер…не представляю себе человека пожелавшего получить ВСЮ информацию о ВСЕХ ресторанах в городе, да еще и в реальном времени..скорее человек запостит в соц сети с просьбой порекомендовать стоящее заведение исходя из собственного опыта.

  2. Виктор Тамберг
    Posted 21.06.2012 at 11:45 | Permalink

    каждая новая тема собирает массу шарлатанов, желающих срубить деньжат по быстрому.
    но потом шелуха рассеивается и остается сухой остаток, гораздо менее впечатляющий зачастую.
    как тот же маркетинг в социальных сетях.

Оставить комментарий

Your email is never published nor shared.

You may use these HTML tags and attributes <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика