Юрий Гагарин как бренд

Небольшой комментарий для «Московских новостей»

Юрий Гагарин — один из значимых символов успехов страны. Успехов, которыми можно гордиться не взирая на политическую и экономическую ситуацию. Притом, этот символ не нагружен негативными ассоциациями в отличие от многих других фигур прошлого. И что не менее важно для массового сознания: обаяние этого человека, которое живо до сих пор.  Можно смело сказать, что Юрий Гагарин — очень сильный бренд. И как любой сильный бренд, его можно использовать, как ни цинично это звучит.
Способов его использования достаточно много:

  • использование в рекламе существующих брендов, опирающихся на патриотизм и достижения страны, как прошлые так и нынешние: от водки  (как ни крути но водка тоже символ страны) до телекоммуникаций (сотовой связи или даже системы ГЛОНАСС)
  • в социальной рекламе как символ, способный консолидировать народ вокруг этого прорыва мирового масштаба
  • в продвижении России на международной арене как символ позитивных (пусть и прошлых) достижений.
  • в создании новых брендов для выхода в том числе и на мировые рынки. Здесь возможен выход даже в имиджевые категории, такие как одежда. В конце концов, Эрнесто Че Гевару сделали символом революции, Юрий Гагарин может стать не менее значимым символом мирового уровня. Иными словами, возможности огромны. Но в теории.

На практике, есть следующие, пока что непреодолимые препятствия:

  • низкий уровень маркетинговой грамотности российского бизнеса. Западный бизнес очень четко чувствует возможность  и выгоды от эксплуатации подобных образов, событий и персон. Наш бизнес слишком дремуч и не гибок в данном вопросе.
  • отсутствие внятной государственной идеологии. Все силы брошены на абсурдную «десталинизацию», в итоге поводов для гордости часто не видно из-за чернухи.
  • сложность с использованием национальной символики в рекламе и брендинге. Бюрократический аппарат по привычке работает в основном в запретительном режиме. В итоге, бизнес предпочитает просто не связываться с символами национального масштаба, абы чего не вышло.
  • плохая проработанность законодательной базы в отношении юридической защиты  и использования подобных символов, которые могут быть товарными знаками.

Я настроен достаточно пессимистично в данном вопросе и думаю что быстро ситуация не изменится. О бренде страны заговорили в Минэкономразвитии, его давно пытаются «оценивать» различные шарлатаны от маркетинга, но бренд страны складывается из спонтанных действий бизнеса в нужном направлении, его не создать повелением свыше. А действий в нужном направлении не видно.

This entry was posted in Мысли and tagged . Bookmark the permalink. Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.

10 комментариев

  1. Игорь Миронюк
    Posted 19.04.2011 at 14:02 | Permalink

    я думаю что брендинг гагариным не будет работать ни в водке ни в одежде ни где либо еще…че гевара работает потому что он прежде всего символизирует собой фундаментальные человеческие ценности — стремление к свободе, независимость, силу духа, мужественность, гармонию с природой. эти ценности не изменяются со временем (на тех же вещах отстроены харлей девидсон, например и старые, не сегодняшние, мальборо и levi’s например). Это работает, потому что эти ценности заложены в человеческой природе. Формы их проявления могут изменяться, однако суть этих ценностей со временем не меняется. Что симовлизирует Гагарин? Успех страны которой уже нет? А может ее потому и нет что тратили деньги на космос не считая, а надо было считать…так может и все по другому сейчас было бы…Потом — всем же понятно что на его месте мог бы быть другой с тем же успехом. А на месте Че — нет…Мне кажется что воспиятие Гагарина именно такое — just a nice guy…маркетинг, декоративная косметика. А именно брендом в этом случае является наверное Королев. Мне буквально вчера в голову пришла следующая мысль, которой хочу с вами, поделиться и буду благодарен если выскажетесь по ней — для человека индивидуума и человечества в целом факты не значимы, значимы процессы. Так вот в данном случае, Королев и Че — это процессы, а Гагарин — факт.

  2. Сам Самыч
    Posted 19.04.2011 at 16:02 | Permalink

    Гагарин — символ прорыва, использование такого символа наверное возможно в чем-то инновационном и отечественном. Навскидку Ё-мобиль 🙂

    С Игорем не согласен. Гагарин — это верхушка, да, но символ — это всегда верхушка. Че — тот же символ, которым не мог бы быть никто другой? Он был без окружения, которое «работало» на него? Я вас умоляю…

    Капать от Гагарина до Королёва, от Королёва до Циолковского и т.д. — не имеет смысла, ибо, повторюсь, символ — это всегда верхушка.

  3. Игорь Миронюк
    Posted 19.04.2011 at 16:32 | Permalink

    @naurockmen, @ сам самыч — уважаю ваше мнение, но остаюсь при своем, попробую аргументировать. Че — является движущей силой (driving force — кукловод). Он бы действовал так как он действовал вне зависимости от того сколько последователей, разделявших его идею у него было, ноль или миллионы. У него была идея, ценности которой резонировали с окружающими его людьми, которые в результате стали его последователями, носителями его идеи и ценностей (sic! — бренд). Гагарин является движимой силой (driven force — кукла, марионетка). Он действовал так как ему сказали действовать, не согласился бы — был бы титов, николаев, леонов etc по щелчку пальцами. По воспоминаниям, Гагарина тошнило от бесконечного пиара по заграницам — он, как истинный летчик хотел одного -летать. На самолетах, в космос…А из него сделали прижизненную мумию, объект поклонения, кукловоды лишили его жизнь смысла. С большим уважением отношусь к его личности и подвигу, однако в контексте данной дискусии для меня жизнь Че — символ победы идеи личности, жизнь Юрия Алексеевича — конформизм, хотя и оправданный. Оговорюсь — мои мысли и суждения исключительно в контексте абстрактной дискусии о брендах и маркетинге, в личностном плане я никогда бы не взял на себя смелость давать подобные оценки этим двум, безусловно выдающимся людям.

  4. Виктор Тамберг
    Posted 20.04.2011 at 00:23 | Permalink

    Игорь, Реальные успехи никого уже не волнуют. каковы успехи Че? Да их попросту уже не видно! просто сказано, Че — это нонконформизм. А кто за ним стоял — Ленин ли, Фидель, никто уже и не вспомнит.
    А Гагарин — мужество. смелость. Тоже вечные ценности. И тоже важные.

  5. Виктор Тамберг
    Posted 20.04.2011 at 00:26 | Permalink

    Гагарин позитивная фигура в принципе, очень мужская фигура. И привязать его можно не к инновации а той же смелости и мужеству (впервые полететь в космос, шанс вернуться не очень большой, и при том так открыто улыбаться — камикадзе отдыхают)

  6. Виктор Тамберг
    Posted 20.04.2011 at 00:28 | Permalink

    Именно. Че это для протестных движений скорее. а Гагарин — просто все сильное, конструктивное, смелое и мужественное. Такие ценности не устаревают.

  7. Игорь Миронюк
    Posted 20.04.2011 at 09:25 | Permalink

    Виктор, все сказанное вами правильно. Вопрос то какой? Что Гагариным брендировать? И как это делать? И будет ли это работать? Вот тут у меня сомнения…Хотя смотрите — геварой пока ничего путного не забрендили, если не считать эпизодических появлений полупаленой водки. Несмотря на притягательность символа.

  8. Виктор Тамберг
    Posted 20.04.2011 at 20:56 | Permalink

    Че Геварой тоже ничего не брендировали)))) могли бы. я думаю что еще забрендируют. такой образ пропадает.

  9. Борис Дудка
    Posted 13.09.2011 at 18:37 | Permalink

    Че используется как образ не только на паленой водке, одно из мест, украинская сеть пиццерий «Челентано». В каждом помещении фастфуда вы увидите образ Че Гевары. http://www.pizza-celentano.com/net.php Хотя он попал туда совершенно случайно вместе с другими личностями имя которых начинается на «Че»: Челентано, Черчиллем… Господи как еще Чехова туда не притащили 🙂 И тут Вы безусловно правы. Простаивает образ.

  10. Виктор Тамберг
    Posted 15.09.2011 at 14:22 | Permalink

    Чебурашки там нет?)))
    Местечковый креатив бывает зело беспощадным…

Оставить комментарий

Your email is never published nor shared.

You may use these HTML tags and attributes <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика