Наверное, с этого тезиса следовало начинать свою публичную деятельность 5 лет назад. Но по наивности полагал что это понятно и другим. Но чтож, лучше поздно, чем никогда.
Для меня не секрет, что большинство тех, кто меня читает, считает что я (мы с Андреем) пишем о брендах какую-то ерунду. Сложную, местами занятную, но на общем фоне – что-то не совсем нужное. Опять же идущее вразрез с тем что пишут «во всем цивилизованном мире». Так и есть. Попробую метафорично ообозначить отличие нашего подхода от принятого.
Очень забавно провести параллель между брендингом и медициной, например. В медицине есть понятие нормы и есть отклонения от нормы – аномалии и болезни. В брендинге же, понятия нормы не существует. Какой он, «нормальный» или «правильный» бренд? Ответа нет. В итоге, любая марка, или широко известная, или просто некий марочный продукт уже называют брендом. Когда любое название считают брендом, или же «брендируют» автобусные остановки – это уже помешательство, конечно. Но 100% маркетологов и бренд-мейкеров, ни на секунду не усомнятся в том, что Microsoft или Samsung это бренды. Все широко известные марки, особенно принадлежащие крупным корпорациям априори воспринимаются как бренды. В итоге, оные маркетологи, вместо трезвого анализа ситуации с этими марками, начинают невольно выискивать в них нечто позитивное. Особо настырные даже пытаются это систематизировать и описывают всякие «22 закона», «10 принципов» или «99 правил».
Но ведь это не анализ. Анализ невозможен без сравнения с идеальной моделью, «нормальным» брендом. Как узнать, плох ли бренд или хорош, если нет точки отсчета? Рыночный успех здесь не всегда показателен. Рыночный успех может родиться под влиянием массы факторов – от маркетинговых до лоббистских. А каково влияние бренда? Неизвестно. Как его узнать, если не с чем сравнить? Непонятно. Так мы и пришли к брендингу, где вместо логики и методов – личные фантазии и субъективные проекции.
Приложив эту ситуацию отсутствия понятия «норма» и критериев оценки на медицину получим забавную картину. У пациента почки отказали – зато у него руки сильные. Значит отказавшие почки – это такой вид нормы. Или рук у пациента нет. Зато ноги быстрые и зрение хорошее. Значит отсутствие рук – это хорошо и здорово. Или пациент вообще не дышит, и пульса нет. Зато он был широко известен и вообще нравится лично мне. Значит отсутствие дыхания и пульса – такой вот вид здоровья.
Вдумайтесь в эту нелепость! Все бренды оцениваются именно так! А оценивая их так, вы никогда не придете к пониманию того, что правильно, а что неправильно. А родите только идиотичные перечисления «законов» и «принципов». Мы же пытаемся строить идеальные модели, пытаемся ввести понятие «нормы». Только при помощи этой идеальной модели можно правильно проанализировать как свои товары и марки, так и конкурирующие. И выстроить правильную стратегию бренда. Иначе сделать это невозможно по причине отсутствия точки отсчета.
То, что мы критикуем всех без исключения коллег по цеху – не следствие нашего безумия, или же чрезмерно раздутого эго. Это всего лишь логично. Никто более не думает по поводу «нормы», никто не думает над идеальными моделями бренда. Коллеги и конкуренты могут что-то чувствовать лучше нас. Быть талантливее или даже умнее нас. Я это вполне принимаю. Но если нет точки отсчета, нет четких критериев правильности или ошибочности действий – извините. Принять чужую правоту в данном контексте значит противоречить логике и здравому смыслу.
4 комментариев
очень интересная статья, очень занимательная статья !!!) мне очень понравилось и начала понимать вашу деятельность и , что такое Брендинг!!!:) с большим уважением А.Тамберг…………
кто здесь?
Если Microsoft и Samsung не бренды, то что тогда БРЕНД? Я сама ищу ответ на вопрос, по каким признакам можно отличить бренд от не-бренда? Очень интересует ваше «отмороженное» мнение, поскольку сама отличаюсь некоторой «балахманностью». С огромным уважением, Тамара
Тамара,
первое условие: бренд должен относиться к такой товарной категории, где сам по себе брендинг возможен. Это или имиджевые или гедонистические или технически продвинутые продукты или продукты, являющиеся частью стиля жизни культурной группы. в утилитарных товарах брендинга нет — например бренд гречки — нонсенс. С услугами все тоже очень тяжело. Неощутимое не брендируется.
второе условие: бренд начинается со средней ценовой категории, а вернее — даже со средней+. Бренд всегда подразумевает более высокую наценку.
ну и третье и основное — бренд подразумевает высокую лояльность потребителя.
Если хоть одно условие не совпадает — надо искать причины успеха (если они есть) в другом.
Самсунг тот же делает изделия, удачные по соотношению цена\функционал\качество. Это маркетинг, и он у них на уровне. Но велика ли лояльность к самсунгу? Ждет ли мир «чего еще придумает самсунг», как он ждет «чего еще придумает Эппл»? Или может пользователи говорят «куплю только самсунг»? Вот собственно и ответ.
Я не трогал брендинг B2B, это совсем другая песня, в которой все крупные компании — бренды. Но на том рынке, весь брендинг сводится к репутации и стилистическим решениям.