Свободная воля человека

У человека практически нет мотивации, порожденной его таинственной «человеческой сущностью» или «свободой воли». Философы и психологи нередко задаются вопросом — а что, собственно в человеке есть чисто человеческого, что бы «звучало гордо»? Не биологически или социально обусловленного, а чего-то иного? И однозначного ответа, надо признать, нет. Слишком сложно это найти, ибо «человеческого» в нас — ничтожно мало.
На мой взгляд — это некая смутная тоска по чему-то «высшему», которая заставляет людей совершать абсурдные поступки в виде ухода в монастырь, или даже наркомании, например, хотя жизнь вроде бы «удалась» (разумеется, подобный эскапизм чаще вызван более примитивными причинами). Но так как к потреблению это отношения в общем-то не имеет, то и рассматривать этот вид мотивации нет смысла.

Увы, практически все поведение подавляющего большинства людей обусловлено (реально «просветленных» опять же не трогаем — как потребители они интереса не представляют). Вся демонстрируемая и декларируемая оригинальность в поведении и желаниях есть не более чем результат стечения некоторых внешних обстоятельств, возможно — растянутых во времени, которые наложились на внутренние, биологически или социально обусловленные причины . Отказ признать это понятен — каждый предпочитает думать, что он или она — «особенные», не такие как все. Чтож, требуется вырасти из этих «коротких штанишек» инфантильных представлений о себе. Человек со своей «свободной волей» может осуществить только один выбор сам по себе: быть потребителем или нет. Если сделан выбор «потреблять» (а иного в современном мире не предположить)- дальнейший выбор обусловлен. И всякая «инаковость» предсказуема и управляема.

This entry was posted in Психология and tagged , . Bookmark the permalink. Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.

2 комментариев

  1. Аноним
    Posted 11.06.2010 at 13:44 | Permalink

    Вся демонстрируемая и декларируемая оригинальность в поведении и желаниях есть не более чем результат стечения некоторых внешних обстоятельств, возможно – растянутых во времени, которые наложились на внутренние, биологически или социально обусловленные причины .

    Интересно как тезис о стихийности (стечения обстоятельств) поведения (я так понимаю как потребителя) согласуется с вашим же утверждением* о неизменности фундаментальных базовых мотивов потребления, основанных на инстинктах?
    * По материалам серии статей на marketingspb.ru.

  2. Виктор Тамберг
    Posted 12.06.2010 at 13:55 | Permalink

    сочетается хорошо — биология это базис, а все прочее- надстройка. Базовые потребности присутствуют все и сразу, а различные факторы (внешние и внутренние) определяют то, какая из потребностей и каким образом будет реализована. Это как ток и реле, которое распределяет ток по разным проводникам. Скоро выложу статью о системе мотивации человека, как я это вижу. Достаточно подробную.

Оставить комментарий

Your email is never published nor shared.

You may use these HTML tags and attributes <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика