Маркетинг и человек

Начиная с60-х годов прошлого века в Европе и США начался процесс смены парадигмы потребления. Люди начали «наедаться» новинками, которыми являлись улучшенные версии существующих товаров и услуг. Процесс выбора стал требовать все больше времени, и потребитель начал переключаться на «проверенные решения», а психика в свою очередь, для экономии ментальных усилий начала создавать продуктовые стереотипы. Постфактум, этот процесс был назван «позиционированием». Как раз в это самое время, в 70-80-х годах, возникли все предпосылки для создания нового маркетинга, который был бы адекватен изменившейся схеме выбора — маркетинга психологического. Ан нет.
Тут весь цивилизованный мир стало кренить в сторону либеральной идеологии, повело и маркетинг. Дело в том, что любая общественная идеология опирается на какую-либо антропологическую модель — представление о человеке как таковом. Трезвый взгляд на природу человека оказывается достаточно циничным и нелицеприятным, что противоречило идее человека «свободного», в том числе «свободного» в своем выборе. В итоге, маркетинг пошел по кривой дорожке показной гуманности. Возникла химера социально этичного маркетинга, весьма далекая от реальности. И вместо интеграции в единое целое маркетинга, брендинга и рекламы, мы получили набор разрозненных дисциплин. Маркетинг считает цифирки, брендинг стал уделом фриков, а реклама — творческим делом.
Если же вернуться к вопросу продуктовых стереотипов и их роли в выборе, то все встает на свои места. Брендинг должен определять стратегию создания продуктового стереотипа, маркетинг обеспечивает этот процесс аналитическими данными и 4P, а реклама — создает этот стереотип через коммуникацию с потребителем. Другое дело, что вопрос какой именно стереотип должен создаваться не является простым и значительно выходит за рамки «какого-либо позиционирования». В каждой товарной категории, на каждом рынке, этот стереотип должен быть свой. В некоторых случаях, это всего лишь представление о «качественном продукте», в других он связан с возможностью самоидентификации, соответственно в каждом случае своя лояльность к продукту. В случае высокой лояльности (продукты, затрагивающие область самоидентификации и социальной идентификации) мы имеем те самые бренды, о которых столько говорят. В случае относительно низкой лояльности (утилитарные продукты) — потребительскую привычку.

Но без основы — понимания того, как и какой создается стереотип, никакая интеграция маркетинга брендинга и рекламы невозможна. А это требует проглотить достаточно горькую пилюлю — понять что свободный выбор это миф. Что выбор обусловлен, и обусловлен как правило не нашими субъективными вкусами и личными пристрастиями, а внешним влиянием. Что мы все — машины. Со сложными алгоритмами действий, но алгоритмами. А эту пилюлю познания не дано проглотить человеку, который тешит себя мыслями, что он «не такой как все». В изучении природы человека и логики его выбора у нас нет иного объекта познания кроме самого себя. А если изначально врать себе о своей инаковости — не будет и никакого правдивого ответа.

This entry was posted in Мысли and tagged , , , . Bookmark the permalink. Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.

8 комментариев

  1. Саша
    Posted 21.05.2010 at 10:34 | Permalink

    Спс, очень интересная статья!

  2. Posted 24.05.2010 at 17:18 | Permalink

    Спс очень интересно и познавательно, а про навязанный выбор — точно в точку!

  3. Posted 25.05.2010 at 11:34 | Permalink

    Спс очень интересно!

  4. Евгений
    Posted 20.06.2010 at 03:47 | Permalink

    Спасибо, буду использовать данную статью как эталон при тестировании машинного бредогенератора.
    Удачи.

  5. Posted 05.11.2010 at 13:53 | Permalink

    Большое спасибо за интересные мысли

  6. Виктор Тамберг
    Posted 14.11.2010 at 01:17 | Permalink

    велкам!

  7. Дмитрий
    Posted 10.03.2011 at 10:47 | Permalink

    Спасибо, цепляет

  8. Posted 01.05.2014 at 11:23 | Permalink

    Что мы все — машины. — это точно сложными алгоритмами действий!

Оставить комментарий

Your email is never published nor shared.

You may use these HTML tags and attributes <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика